17.05.2012

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Пресс-конференция «Итоги школьной проверки на наркотики»

17 мая 2012 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский пер., 3) состоялось мероприятие, посвященное обсуждению итогов проведения в школах Петербурга социально-психологического тестирования учащихся на употребление наркотических средств.

В Петербурге добровольное тестирование школьников прошло в октябре – ноябре 2011 года. Собравшимся на пресс-конференции были представлены результаты исследования, рассказаны принципы его проведения. Во встрече приняли участие специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Марианна Горина, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) Александр Горшков, заведующий структурным подразделением «Институт психолого-педагогического образования» СПбАППО Олег Эрлих, старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования Института психолого-педагогического образования СПбАППО Наталия Цыганкова, председатель совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Андрей Квасников, руководитель РБОО «Ровесник-ровеснику» Марина Орлова, сопредседатель РОО «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов и другие представители государственных и общественных организаций.

По словам Марианны Гориной, в тестировании принимали участие учащиеся от 13 лет и старше. Методические рекомендации были подготовлены Министерством образования РФ. Для выявления группы риска и ситуаций, способствующих употреблению наркотиков, использовалась анкета – Петербург поддержал инициативу проведения тестирования именно таким способом.

По словам Гориной, вопросы анкеты касались и самооценки, и обстановки в семье школьника. Анкета была разработана профессорским составом Академии постдипломного образования, обсуждалась на кафедре детской психиатрии Академии им. Мечникова и была согласована в Прокуратуре Петербурга.

Тестированием были охвачены 62 тысячи петербургских школьников 6 – 11 классов (47%) и 13 тысяч подростков, обучающихся в средних специальных учебных заведениях (около 42%).

Декан психолого-педагогического факультета СПб АППО Олег Эрлих рассказал об итогах тестирования. По его словам, исследование выявило группы учащихся, потенциально подверженные риску наркотической зависимости. Это, прежде всего, дети, не успешные в учебной деятельности и не имеющие мотивации к ней. Кроме того, в группу риска входят подростки, переживающие негативные эмоциональные состояния, испытывающие трудности в социальном взаимодействии и сомневающиеся в необходимости выполнения правил и жизненных норм.

Попутно были выявлены и значимые для петербургских подростков ценности. «Есть мнение, что у современных подростков не осталось никаких ценностей, полный релятивизм, – отметил Олег Эрлих. – Хорошие у них ценности! Нет никакого релятивизма. На первом месте – семья и дети, любовь, материальное благополучие и друзья, интересная работа. К сожалению, только потом идет здоровье».

По словам Эрлиха, количество детей, указавших, что имели опыт употребления наркотических и психотропных веществ, составило 8 – 9% в школах и 12,9% в средних специальных заведениях.

По результатам исследования уже разработаны рекомендации по профилактике наркотической зависимости для учебных заведений. В частности, учащихся будут активнее вовлекать в формы интерактивной деятельности – для создания альтернативы экстремальным ощущениям при употреблении наркотиков. Также рекомендовано продолжать волонтерское движение, создавать подросткам условия для социальной активности.

«Уровень экстремальности поведения подростков возрастает во всем мире, – подчеркнул Эрлих. – Можно предоставить им возможности конструктивно такое стремление реализовать. Также надо дать подростку возможность быть успешным, обратив внимание на группы с низкой мотивацией».

Отметим, что на протяжении последнего времени вопрос необходимости введения в учебных заведениях обязательного тестирования учащихся на употребление наркотических средств остается одним из самых сложных и дискуссионных. Высказываются как аргументы «за», так и «против».

На прошедшей встрече представители общественных организаций, хоть и критиковали методы проведения исследования, но в то же время подчеркнули его важность и необходимость. Руководитель РБОО «Ровесник-ровеснику» Марина Орлова высказала опасение, что при отсутствии активной профилактической работы проведение такого исследования может даже повредить школьникам. Сопредседатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов выступил с критикой проведенного анкетирования. По его мнению, использованная методика нуждается в доработке.

Однако все участники встречи согласились в том, что обществу необходима профилактика употребления наркотиков среди школьников, и проведенное исследование – первый шаг в этом направлении. По словам Богданова, цель критики – привлечь внимание к проблемам. Конструктивным было признано предложение Андрея Квасникова, председателя Совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета: создать межведомственный Общественный совет, куда войдут представители негосударственных организаций, для совместной работы с Министерством образования в области профилактики наркозависимости.

Цикл мероприятий по антинаркотической пропаганде организован пресс-клубом «Зеленая лампа» совместно с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в рамках программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы».

По итогам мероприятия

Сюжет телеканала РЕН-Петербург
Новости 24

Регнум
Эксперт: Тестирование петербургских школьников на наркотики проходило по анекдотичному принципу

“Первый блин оказался комом. По поводу тестирования, вернее, анкетирования подростков на наркоманию, могу сказать, что оно проводилось формально, в режиме он-лайн. Но главная проблема заключается в тексте анкет”. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 17 мая, в ходе круглого стола, посвященного обсуждению итогов проведения в школах Санкт-Петербурга социально-психологического тестирования учащихся на употребление наркотических средств, сопредседатель Региональной общественной организации (РОО) “Санкт-Петербургский городской родительский комитет” Михаил Богданов.

“Вопросы были составлены, как в анекдоту, по принципу: вопрос Карлсона Фрекенбок: “Перестала ли ты пить коньяк по утрам. Например, на вопрос: “курите ли вы?” невозможно было ответить: “Я не курю”", – пояснил он.

Претензии к тестированию высказала и специалист Региональной благотворительной общественной организации Мария Орлова: “Прежде всего, я и мои коллеги считаем, что вопросы тестов для детей 6 и 11 классов должны быть разными”.

Выяснилось, что побудительные мотивы подростков, допустивших первые пробы наркотиков, в большинстве случаев, связаны со стремлением к удовольствию, непривычным впечатлениям (30,7%). Многие (26,6%) говорили о том, что наркомания и алкоголизм – способ уйти от неприятных переживаний, конфликтов с родителями и окружением. В 23,7% случаев подростки говорили о ложном принципе: всё в жизни надо попробовать и в любой момент можно остановиться.

Напомним, что в тестировании участвовали 60273 школьника 6 – 11 классов (47% от общего числа учащихся общеобразовательных школ) и 13715 учащихся учреждения начального и среднего профессионального образован (44% от числа учащихся таких учебных заведений).

Регнум
Специалист: Петербургские подростки не станут обращаться за помощью к родителям, если угодят в нарко-сети

“Мы начинали проводить тестирование учащихся с 13 лет на основании приказа профильного Министерства и специальных рекомендаций. Санкт-Петербург поддержал эту идею, мы соблюдали все федеральные циркуляры, причем, разработали и свои рекомендации”. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 17 мая, в ходе круглого стола, посвященного обсуждению итогов проведения в школах Санкт-Петербурга социально-психологического тестирования учащихся на употребление наркотических средств, специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Марина Горина. “Мы нашли подтверждение тому, что наркомания представляет угрозу национальной безопасности страны. Я долго занимался профилактикой наркомании в вузах, и выяснилось, что большинство студентов в своих анкетах говорят, что в первый раз попробовали наркотические средства еще в школьном возрасте. Поэтому тестирование в школах можно отнести к очень важным исследованиям”, – считает председатель совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Андрей Квасников.

По данным, приведенным заведующим структурным подразделением “Институт психолого-педагогического образования Петербургской академии постдипломного образования (СПбАППО) Олегом Эрлихом, только в 2% предложение попробовать наркотики поступало на дискотека, а больше всего таких предложений звучало в околошкольном пространстве.

Показателен и такой результат тестирования: его участники в качестве того, к кому бы они обратились, в первую очередь, называли врача, во вторую – к медсестре и в третью – к спортивному тренеру. Ответ – “к родителям” не прозвучал.

Напомним, что в социально-психологическом тестировании учащихся на употребление наркотических средств приняли участие 60273 школьника 6 – 11 классов (47% от общего числа учащихся общеобразовательных школ) и 13715 учащихся учреждения начального и среднего профессионального образован (44% от числа учащихся таких учебных заведений).

Доктор Питер
Каждый десятый подросток в Петербурге уже попробовал наркотики

Городской родительский комитет обратился в прокуратуру с просьбой проверить законность и добросовестность анкетирования школьников на предмет потребления наркотиков, проведенного комитетом по образованию Петербурга.

В октябре и ноябре прошлого года комитет по образованию провел спорное, на взгляд родительского комитета, анкетирование школьников от 13 лет и старше, чтобы выяснить, как распространено употребление наркотиков в подростковой среде. На вопросы анкеты ответили 62 273 школьника 6-11 классов (47 процентов всех школьников Петербурга этого возраста) и 13 715 учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений. Задача этой работы — выявить группы риска, с которыми впоследствии смогут работать психологи, социальные работники и врачи.

Результаты показали, что 8-9 % школьников уже имели опыт употребления наркотиков, среди учащихся начальных и средних специальных профессиональных учебных заведений таких 12,9 %. Хотя другое исследование, проведенное ранее, выявило, что 25 % нынешних студентов впервые попробовали наркотики еще в школе.

По результатам спорного анкетирования школьников, 2 процента из них получили наркотики через интернет или на дискотеке, 4 процента ответили, что могут купить наркотики возле школы.

Среди мотивов, которые побудили подростков к употреблению наркотиков, первое место занимает ответ: «Стремление к получению удовольствия» (30,7 %), на втором месте — желание заглушить негативные переживания (26,6 %), третье место занял ответ: «В жизни все можно попробовать, всегда можно остановиться» (21,3 %). Насторожило специалистов то, что в трудной ситуации подростки готовы обращаться за помощью к врачу, медсестре или спортивному тренеру, но не к родителям.

Не это ли обидело Городской родительский комитет и побудило обратиться в прокуратуру с просьбой разобраться, правильно ли с формальной точки зрения было организовано тестирование? Михаил Богданов, сопредседатель Городского родительского комитета говорит, что исследование (а именно так стоит называть проделанную работу, а никак не тестированием) было проведено халатно и считать его результаты достоверными нельзя.

Анкета была составлена таким образом, говорит Богданов, что самой постановкой вопроса она предполагает нормативность вредной привычки. Например, вопрос № 20 анкеты звучит так: «Сколько, в среднем, Вы курили за последние 30 дней?», не предполагая при этом ответ «вообще не курил».

Городской родительский комитет ссылается и на то, что анкета размещалась на ресурсе компании Google (Google.Docs), и ссылка на нее была общедоступна. Это означает, что пройти исследование могли и посторонние люди. Правда, возражают специалисты технического центра, время проведения анкетирования в каждой школе зафиксировано, поэтому все результаты, полученные вне этого времени, забраковывались.

Neva 24
В Петербурге 8% школьников признались, что пробовали наркотики

В Петербурге подвели итоги социально-психологического анкетирования школьников и учащихся ПТУ на употребление наркотиков. Цифры не многим отличаются от тех, что имеются у полиции: 8% школьников и почти 13% учащихся, получающих профессиональное среднее образование, признались, что пробовали наркотики.

Анкетирование учащихся 6-11 классов и ПТУ проводился еще в октябре-ноябре 2011 года. По данным комитета по образованию, на вопросы “нарко-анкеты” ответили около 62 тысяч школьников (47%) и 14 тысяч учащихся учреждений профессионального начального и среднего образования (44%). Большинство родителей предпочло отказаться от того, чтобы их дети участвовали в анкетировании.

Итоги теста подвели почему-то только сейчас. Они не то чтобы шокирующие: 8% проанкетированных школьников и 12,9% “ПТУшников” признались, что им доводилось курить травку или глотать “волшебную таблетку”. Основных побудительных мотивов три: 1. стремление к удовольствию; 2. стремление избавиться от неприятных переживаний; 3. соображение “все в жизни надо попробовать – можно остановиться в любой момент”.

При этом 2% опрошенных заявили, что им предлагали наркотики в интернете либо на дискотеке; 3% получали “интересное предложение” во дворе; и 4% – около школы.

На вопрос “к кому бы вы обратились в трудной ситуации” – подростки, в основном, отвечали: к терапевту (врачу), медсестре, спортивному тренеру. Лишь небольшой процент школьников осмелился бы идти с нарко-проблемой к родителям: 30% детей считают, что “предки” не смогут найти конструктивного способа решения проблемы.

Исследование также показало, что нынешнее поколение в плане жизненных ценностей – не хуже предыдущих. Приоритеты подростки расставили так: 1. хорошая семья и дети; 2. любовь; 3. материальное благополучие; 4. верные друзья; 5. интересная работа; 6. здоровье.

По словам представителя Петербургской академии постдипломного образования Олега Эрлиха, анкетирование “позволило выявить потенциальные группы учащихся, которые могут быть вовлечены в употребление наркотиков”.

“Выводы: для создания альтернативы – необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной деятельности, которые позволяют подросткам реализовывать свои потребности, в том числе в необычных ощущениях. Развивать лидерское и волонтерское движение, – комментирует Эрлих. – Что касается статистики по предложению наркотиков у школ: мы рекомендуем правоохранительным органам обращать внимание на прилегающие к учебным заведениям пространства для предотвращения таких вещей”.

Между тем, у петербургских родителей есть большие претензии к анкетированию. Так, по словам сопредседателя “Петербургского городского родительского комитета” Михаила Богданова, в прошлом году организация даже обращалась в прокуратуру по поводу тестирования. По мнению Богданова, анкета была составлена некорректно; кроме того, при большом желании – не смотря на задекларированную анонимность – позволяет выявить конкретного ученика, “не правильно” отвечавшего на вопросы.

“Также анкета была открытой: любой человек с Владивостока, Пырловки или Нью-Йорка мог зайти и ответить. Вот эти сведения – не факт, что именно в Петербурге так отвечали. Я, например, видел ссылки на эту анкету “Вконтакте”, – говорит Богданов.

Добавим, данные анкетирования в высших учебных заведениях показывают совсем другие цифры: 25% студентов признаются, что в школьном возрасте пробовали наркотики. Однако ректоры склонны связывать это не с тем, что подростки менее откровенны, нежели учащиеся ВУЗов – а с большим количеством иногородних студентов.
Автор: Юлия Галкина

Метро
В Петербурге родители не поверили результатам тестирования школьников на наркотики

ЗАКС.ру
Школьным наркотикам поставлен барьер

17 мая 2012 года в пресс-клубе “Зеленая лампа” состоялась дискуссия, посвященная подведению итогов проведения в школах Петербурга социально-психологического тестирования учащихся на употребление наркотиков.

В Петербурге добровольное тестирование школьников прошло в октябре-ноябре 2011 года. На пресс-конференции слушателям были представлены результаты исследования, а также им объяснили, каким образом оно проводилось. Во встрече приняли участие специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Марианна Горина, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Горшков, председатель совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Андрей Квасников, Олег Эрлих, заведующий структурным подразделением «Институт психолого-педагогического образования» Петербургской академии постдипломного образования (СПбАППО), руководитель РБОО “Ровесник-ровеснику” Марина Орлова, сопредседатель РОО “Санкт-Петербургский городской родительский комитет” Михаил Богданов и другие представители государственных и общественных организаций.

Анкетированием были охвачены 62 тысячи петербургских школьников 6-11 классов (47%) и 13 тысяч подростков, обучающихся в средних специальных учебных заведениях (около 42%). Количество детей, указавших, что они имели опыт употребления наркотических и психотропных веществ – 8-9% в школах и 13% в средних специальных заведениях.

Исследование выявило также группы учащихся, потенциально подверженные риску наркотической зависимости. Это, прежде всего, дети, неуспешные в учебной деятельности и не имеющие мотивации к ней. Кроме того, в группу риска входят подростки, переживающие негативные эмоциональные состояния, испытавающие трудности в социальном взаимодействии и сомневающиеся в необходимости выполнения правил и жизненных норм.

Попутно были выявлены ценности, значимые для петербургских подростков. Как оказалось, важными для них являются семья и дети, любовь, материальное благополучие, друзья и интересная работа. Однако только потом в этом ряду дети называют здоровье и другие ценности.

По результатам исследования уже разработаны рекомендации по профилактике наркотической зависимости для учебных заведений. В частности, учащихся будут активнее вовлекать в формы интерактивной деятельности, для создания альтернативы экстремальным ощущениям при употреблении наркотиков. Также рекомендовано продолжать волонтерское движение, создавать подросткам условия для социальной активности и для того, чтобы быть успешными.

На протяжении последнего времени вопрос необходимости введения в учебных заведениях обязательного тестирования учащихся на употребление наркотических средств остается одним из самых сложных и дискуссионных. Высказываются как аргументы “за”, так и “против”.

На прошедшей встрече представители общественных организаций, хоть и критиковали методы проведения исследования, но в то же время подчеркнули его важность и необходимость. Руководитель РБОО “Ровесник-ровеснику” Марина Орлова высказала опасение, что при отсутствии активной профилактической работы проведение такого исследования может даже повредить школьникам. Сопредседатель “Санкт-Петербургского городского родительского комитета” Михаил Богданов выступил с критикой проведенного анкетирования. По его мнению, использованная методика нуждается в доработке. Кроме того, Марина Орлова заметила, что нецелесообразно использовать одну и ту же анкету для исследования школьников с 6 по 11 классы.

Однако все участники встречи согласились в том, что обществу необходима профилактика употребления наркотиков среди школьников, и проведенное исследование – первый шаг в этом направлении. По словам Богданова, цель критики – привлечь внимание к проблемам. Конструктивным было признано предложение Андрея Квасникова, председателя совета по профилактике правонарушений и наркозависимости Санкт-Петербургского государственного морского технического университет: создать межведомственный Общественный совет, куда войдут представители негосударственных организаций, для совместной работы в министерством образования в области профилактики наркозависимости.
Автор: Эдуард Текке

Известия
Наркотики пробовали 9 % петербургских школьников

Родители узнали об этом из заполненных после уроков анкет

Девять процентов петербургских школьников старше 13 лет хотя бы раз пробовали наркотики либо психоактивные вещества. Таковы итоги добровольного тестирования на наркозависимость, проведенного в городских школах. В учреждениях начального и среднего профессионального образования эта цифра еще выше — в наличии специфического опыта признались около 13% опрошенных. При этом выяснилось, что чаще всего попробовать «дурь» ребятам предлагают на территории учебного заведения. Об этом «Известиям» сообщил Олег Эрлих, заведующий структурным подразделением «Институт психолого-педагогического образования» Петербургской академии постдипломного педобразования (СПбАППО).

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что современные подростки очень редко доверяют родителям. За помощью они скорее готовы обратиться к врачам или спортивному тренеру. К тому же, по данным экспертов, около 30% взрослых, в свою очередь, просто не представляют, как помочь чадам, если у них вдруг обнаружится пагубная привычка.

— К сожалению, в некоторых петербургских семьях спокойно относятся не только к распитию спиртного и курению сигарет, но и к употреблению наркотиков, — комментирует ситуацию Антон Голубев, заведующий амбулаторным наркологическим отделением Приморского района. — Из-за этого подобное отношение формируется и у детей. Поэтому прежде всего необходимо вести работу с родителями. Ведь именно они знают своего ребенка лучше всех, а значит, смогут не только доступно донести до него информацию о вреде «зелья», но и на собственном примере продемонстрировать, как вести здоровый образ жизни.

Руководитель волонтерского движения «Ровесник-Ровеснику» Марина Орлова, в свою очередь, отмечает, что проблема — комплексная, и только за счет работы с учениками и родителями ее не решить.

— В России до сих пор слабо развита реабилитационная помощь для потребителей наркотиков, — отмечает она. — А это один из важных моментов в решении данной проблемы.

Что же касается озвученной в городском комитете по образованию «наркоманской» статистики, то этим данным опросов вроде бы трудно не доверять. Во-первых, тестирование было на самом деле добровольным, и, во-вторых, по-настоящему массовым: на вопросы анкеты ответили 62 тысячи школьников и почти 14 тысяч учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Однако сами анкеты вызвали целый ряд вопросов у независимых экспертов.
— Начнем с того, что тестирование было заявлено как добровольное. Однако в самой анкете нигде не сказано, что ребенок может отказаться от исследования, — возмущается сопредседатель Петербургского родительского комитета Михаил Богданов. — Более того, некоторые вопросы звучат как обращение Карлсона к Фрекен Бок: «Ты перестала пить коньяк по утрам?» В ответы с самого начала заложен негативный подтекст. К примеру, на вопрос о курении нельзя было ответить: «Я не курю».

Плюс ко всему Богданов утверждает, что анкета свободно «гуляла» по интернету. То есть заполнить ее мог любой желающий, а значит, и результаты можно расценить как «не вполне достоверные».

Организаторы тестирования, впрочем, уверяют, что скопировать ссылку на анкету было достаточно сложно, а если это и произошло, то ответы посторонних все равно браковали. Якобы «проверку на вшивость» проводили по IP-адресам и времени заполнения опросника. В любом случае в городском комитете по образованию полученным данным склонны скорее верить, чем искать в них какой-то неведомый подвох.

Другой вопрос, какие выводы будут сделаны из полученных цифр. Ведь пока все закончилось «дежурным» обращением в силовые ведомства.
— Мы рекомендовали правоохранительным органам усилить контроль в околошкольном пространстве, — отчитался «Известиям» заведующий структурным подразделением «Институт психолого-педагогического образования» Петербургской академии постдипломного педобразования Олег Эрлих.

Учительская газета
В Петербурге подвели итоги тестирования школьников на наркотики

В Петербурге добровольное тестирование школьников прошло в октябре – ноябре 2011 года. По словам специалиста отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Марианны Гориной, в тестировании принимали участие 62 тысячи петербургских школьников 6 – 11-х классов (47%) и 13 тысяч подростков, обучающихся в средних специальных учебных заведениях (около 42%).

Методические рекомендации были подготовлены Министерством образования и науки РФ. Для выявления группы риска и ситуаций, способствующих употреблению наркотиков, использовалась анкета – Петербург поддержал инициативу проведения тестирования именно таким способом. Вопросы анкеты касались и самооценки, и обстановки в семье школьника. Анкета была разработана профессорским составом Академии постдипломного педагогического образования, обсуждалась на кафедре детской психиатрии Академии имени Мечникова и была согласована в Прокуратуре Петербурга.

Как рассказал заведующий структурным подразделением «Институт психолого-педагогического образования» СПбАППО Олег Эрлих, исследование выявило группы учащихся, потенциально подверженные риску наркотической зависимости. Это, прежде всего, дети, не успешные в учебной деятельности и не имеющие мотивации к ней. Кроме того, в группу риска входят подростки, переживающие негативные эмоциональные состояния, испытывающие трудности в социальном взаимодействии и сомневающиеся в необходимости выполнения правил и жизненных норм.

Попутно были выявлены и значимые для петербургских подростков ценности. Примечательно, что на первом месте у ребят – семья и дети, на втором – любовь, материальное благополучие и друзья, интересная работа. Здоровье, к сожалению, оказалось в аутсайдерах.

По словам Эрлиха, количество детей, указавших, что имели опыт употребления наркотических и психотропных веществ, составило 8 – 9% в школах и 12,9% в средних специальных заведениях.

По результатам исследования уже разработаны рекомендации по профилактике наркотической зависимости для учебных заведений. В частности, учащихся будут настойчивее вовлекать в формы интерактивной деятельности – для создания альтернативы экстремальным ощущениям при употреблении наркотиков. Также рекомендовано продолжать волонтерское движение, создавать подросткам условия для социальной активности.

Как подчеркнул Эрлих, уровень экстремальности поведения подростков возрастает во всем мире. Нужно предоставить ребятам возможность конструктивно такое стремление реализовать. Также надо дать подростку возможность быть успешным, обратив внимание на группы с низкой мотивацией.
Автор: Наталья Алексютина

Новости Петербурга
Экстремальные удовольствия петербургских школьников

Осенью Комитет по образованию опросил свыше 62 000 учащихся городских школ на предмет немедицинского употребления наркотических, психотропных и других токсических веществ. Оказалось, среди школьников старше 13 лет почти 9% хотя бы раз пробовали нечто подобное. При этом чаще всего приобрести наркотики детям предлагают вовсе не в интернете, а на территории родной школы…

Социально-психологическое анкетирование учащихся образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования города проходило в октябре-ноябре 2011 года. Для сбора информации была составлена анкета, направленная на выявление так называемых групп риска, а заодно ситуаций и факторов, способных подтолкнуть ребенка к наркопотреблению.

«Анкета разрабатывалась про­фес­со­рско-преподавательским составом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, была обсуждена на Кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, а также согласована с сотрудниками городской наркологической больницы и прокуратуры. В анкету вошли вопросы, связанные с физическим и психологическим благополучием детей, с ситуацией в их семье, с самооценкой ребенка в учебной деятельности, с его досугом и т.д», — говорит специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Марианна Горина.

Впрочем, среди родителей оказались и те, кто этот «блин» счел хоть и полезным, но все-таки комом. «Мы считаем все произошедшее — просто формальностью. На наш взгляд, анкета была сделана небрежно. Во‑первых, в преамбуле не было указано, что сам ребенок может отказаться от анкетирования. Во‑вторых, возникают нарекания к формулировкам вопросов и «анонимности» ответов. Анкета была выложена и реализована с помощью Google Docs — это открытые документы, которые поддерживает иностранная компания. В лицензионном пользовательском соглашении указано, что все данные, представленные в этом режиме, принадлежат компании и могут использоваться как угодно, в том числе распространяться третьим лицам без какого-либо уведомления. А по косвенной информации в ответах вполне можно вычислить, кто из детей эту анкету заполнял. И наконец, предложенная анкета была открыта, то есть по факту любой человек мог зайти и ответить на все вопросы, так что не факт, что все 62 000 отвечавших — реальные петербургские учащиеся в возрасте от 13 лет», — негодует — сопредседатель РОО «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов. Еще одним поводом для дискуссии стало то, что одни и те же вопросы задаются учащимся и 6‑х, и 11‑х классов, тогда как факторы риска, по мнению представителей общественных организаций, в каждом классе могут быть свои.

Чиновники и педагоги, к обличающему монологу спикера отнеслись равнодушно и продолжили отчитываться по полученным цифрам.

Повторим: всего в исследовании приняло участие свыше 62 000 учеников 6‑х — 11‑х классов (47% от общего числа учащихся данного возраста в школах города) и более 13 700 подростков, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования (44,3% от всех учащихся системы). Таким образом, на вопросы анкеты ответили чуть меньше половины потенциальных респондентов.

Прежде всего, тестирование позволило выявить основные группы риска среди молодежи, с которыми затем предполагается проводить профилактическую работу. Их оказалось 4: учащиеся с низким интересом к школьным занятиям, ощущающие себя неуспешными в учебе; учащиеся, испытывающие негативные эмоциональные состояния; дети с проблемами в социальном взаимодействии с товарищами, педагогами и т. д.; наконец, подростки, в принципе сомневающиеся в необходимости следовать социальным и жизненным нормам.

В том, что они уже имеют опыт употребления наркотиков, признались почти 9% опрошенных школьников и без малого 13% учащихся учреждений начального и среднего проф-образования. Иерархия мотивов вполне предсказуема для подросткового возраста: большинство жаждет удовольствий и необычных ощущений (30,7%), кто-то таким образом избавляется от негатива (26,6%), а кто-то просто верит, что в жизни надо попробовать все, а остановиться можно в любой момент (21,3%).

Любопытно, что за советом и поддержкой подростки охотно пойдут к врачу, медсестре или спортивному тренеру. А вот семья в тройку «доверенных лиц» не входит, хотя 40% детей уверены: в случае чего родители непременно попытаются им помочь или хотя бы разобраться в причинах. Впрочем, на 40% «понимающих» мам и пап приходится порядка 30% тех, кто, по мнению детей, устроит скандал, обратится к врачу, в полицию или вовсе махнет рукой на интерес чада к наркотикам. Такая статистика тревожит специалистов, ведь именно в семье они видят мощнейший потенциал противостояния детской наркомании.

По данным исследований, в последние годы экстремальность поведения детей выросла во всем мире. В этой связи основной задачей чиновников, педагогов и родителей становится поиск альтернативного «конструктивного русла» для реализации потребностей юных экстремалов. Главное, чтобы результаты анкетирования не осели на уровне цифр и выводов, над которыми все сперва покачали головами, а потом попросту забыли. Ведь, согласно опросу питерских подростков, их жизненные приоритеты ушли совсем от ориентиров, которым следовали их родители. На первом месте для нынешних школьников — семья и дети, на втором — любовь, третью и четвертую позицию делят материальное благополучие и верные друзья, пятую строку занимает интересная работа, а шестую, увы, неприоритетную, — собственное здоровье. Выходит, дети хотят того же, чего желают им родители. Последним, в свою очередь, остается лишь научиться слушать собственное чадо и вовремя занять его чем-то увлекательным, дабы ребенок, по неопытности, не свернул с правильного пути.
Автор: Наталья Белая


Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна