02.04.2012

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Круглый стол «Шумовое воздействие КАД: кто виноват и что делать?»

2 апреля 2012 год в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковскй переулок, 3) состоялся круглый стол, в ходе которого речь шла об ответственности за нарушения прав граждан, проживающих в зоне КАД, и возможных правовых последствиях сложившейся ситуации.

11 марта 2012 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области установил, что заказчик строительства КАД – дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга (ДСТО) – не несет ответственности за нарушение санитарных правил в отношении шума в зоне дороги и причиняемые местным жителям неудобства. Даже если экспертиза Роспотребнадзора показывает превышение шумового воздействия, предъявить ДСТО претензии невозможно.
Таким образом, граждане, чье жилье оказалось в пределах воздействия дороги, очередной раз остались один на один со своими проблемами. Жить в домах, где в жилых помещениях шум превышает допустимые нормативы, нельзя. Возникает резонный вопрос, кто должен отвечать за допущенные нарушения при проектировании и строительстве КАД, и с кого граждане могут требовать необходимые компенсации, проведения необходимых шумозащитных мероприятий или расселения?

В ходе круглого стола специалисты в области шума, транспортного проектирования и экологического законодательства постарались найти ответы на эти вечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

В дискуссии приняли участие:
- Николай Викторович Боровков, заместитель начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу;
- Евгения Викторовна Кудрявцева, заместитель начальника научно-технического отдела ЗАО «Петербург-Дорсервис»
- Андрей Андреевич Ахматов, президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков;
- Дмитрий Владимирович Афиногенов, эксперт, Центр экспертиз «ЭКОМ»;
- Андрей Константинович Костюченко, инженер Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИГрад», IT-директор НП «Национальная Гильдия Градостроителей»

По итогам мероприятия:

Телеканал Россия Вести

Радио России Новости дня

Телеканал 100 ТВ Последние известия

ТВЦ
Строительная панорама

БН-TV
Самое вредное жилье Петербурга

В Петербурге определили самые шумные улицы, где жить не только некомфортно, но и просто опасно. Уровень шума на некоторых магистралях в десять раз превышает предельно допустимые нормы. Ну а в целом по городу около 30% жилищного фонда находится в зонах с повышенным акустическим фоном.
«Рейтинг» самых шумных магистралей города, по данным Балтийского технического университета, возглавляет, как ни странно, небольшая тупиковая Запорожская улица в Невском районе. Вдоль нее расположено около 20 жилых домов, преимущественно «хрущевок» постройки 70-х годов прошлого века. Причем опасность для здоровья их жителей возникла сравнительно недавно – в 2005 году, когда открылось движение по участку кольцевой автодороги от Большого Обуховского (Вантового) моста до Московского шоссе.
«Совсем недавно мы замеряли уровень шума на этой улице, проходящей вплотную к КАД и уровень шума там превысил нормы Минздрава в десять раз. Не помогают даже защитные экраны. Кроме того, к сожалению, так и не высажены деревья, которые могли бы поглощать лишние децибелы», – отметил президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов. До начала строительства КАД здесь обещали высадить три тысячи деревьев, но до сих пор ни одного саженца ни появилось.
Отметим, что по СанПиН от 1996 года, шум в квартире с 7 утра до 11 вечера не должен превышать 40 дБА (единица измерения уровня шума с учетом особенностей восприятия звуков человеческим ухом), а с 11 часов вечера до 7 часов утра – 30 дБА. При постоянном уровне шума в 50 дБА (так называемый офисный шум) возникает быстрая утомляемость и может подняться артериальное давление. А постоянный грохот в 100 и более дБА способен вызвать серьезные психические расстройства (болевой порог для человека – 130 дБА). Современные стеклопакеты, особенно тройные, могут существенно снизить звуковое давление. Однако проблема панельных пятиэтажек массовых серий заключается в том числе и в плохой звукоизоляции. Так что с помощью одних стеклопакетов от воздействия уличного шума не избавиться.
Обитатели таких же панельных домов на Кубинской улице – второй в «шумном рейтинге» – даже преимуществами стеклопакетов не могут в полной мере воспользоваться. Жители вынуждены круглый год регулярно проветривать квартиры ввиду плохого состояния внутридомовой вентиляции. К тому же сами жилые здания находятся всего в 14 метрах от кромки проезжей части. «После соединения Митрофаньевского шоссе и Кубинской улицы сюда хлынул поток фур и условия проживания здесь стали просто адские – в час проезжает около трех тысяч машин», – констатировал Андрей Ахматов.
«Бронзу» по шумовой вредности взял Дунайский проспект за счет своей ширины и, соответственно, огромного потока автотранспорта вкупе с полным отсутствием объектов акустической защиты. По словам заместителя начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Петербургу Николая Боровкова, жилые дома в санитарно-защитной зоне при строительстве новых трасс должны быть расселены за счет строителей, но по факту этого не происходит. Нет и механизма обращений граждан по поводу излишнего шума.
«Мы этот вопрос не контролируем. Жильцам тех же домов на Кубинской, наверное, придется обращаться напрямую к губернатору, другого пути я здесь не вижу», – считает он. Всего, по данным Роспотребнадзора, около трети жилых домов находятся в зоне с избыточным звуковым воздействием. Впрочем, порой оно несущественно и превышает нормы лишь на 10-20%.
По словам главного аналитика Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, уровень шума вблизи жилого дома напрямую на стоимость квадратного метра не влияет. Но является частью негативного восприятия окружающей дом среды, что, в свою очередь, при комплексной оценке жилья может стать причиной понижения цены предложения. «Для примера: квартиры на шумных Московском или Невском проспектах все равно стоят дорого. А на Кубинской улице – гораздо дешевле, в первую очередь из-за отвратительного состояния самих домов. Шум здесь играет второстепенную роль, но усиливает «депрессивность» микрорайона», – подчеркивает он.
Повышенным уровнем шума в Петербурге сегодня отличаются около 40 магистралей – по две-три в большинстве районов города. Самыми шумными, помимо вышеуказанных, по данным Балтийского технического университета, также являются проспекты Московский, Стачек, Лиговский, Невский, КАД, проспекты Энгельса, Ветеранов, Славы, улица Марата, а также улицы, протянувшиеся вдоль железных дорог (например – Витебский проспект, проспект Обуховской Обороны). Кроме того, излишнему акустическому воздействию подвергаются микрорайоны «Ульянка» и «Дачное» – из-за близлежащего аэропорта Пулково. В ближайшие годы к ним может присоединиться и пока благополучная Морская набережная на Васильевском острове. Вдоль нее должен пройти Западный скоростной диаметр, а запланированной звуковой защиты, по словам экологов, недостаточно. Это серьезно усилит акустическое воздействие на жилые дома вдоль трассы и престижности западной части острова не добавит.
Автор: Павел Гинев

Фонтанка.ру
Роспотребнадзор будет обжаловать решение суда, освободившего КАД от ответственности за шум

Решение Арбитражного суда Петербурга и области о том, что заказчик строительства КАД не несет ответственности за нарушение санитарных правил в зоне дороги, будет обжаловано. Об этом сообщил журналистам заместитель начальника отдела надзора за условиями проживания населения управления Роспотребнадзора по Петербургу Николай Боровков.

«Наше управление считает вынесенное решение необоснованным, – объяснил он. – Мы будем добиваться его пересмотра».

По словам Боровкова, суд счел недостаточно доказанным тот факт, что дома поблизости от КАД страдают именно от шума кольцевой автодороги, а не от расположенной неподалеку Запорожской улицы (речь идет о домах в Невском районе города). Но, по словам Боровкова, эти доводы легко опровергаются.

БН.ру
Названы самые вредные для проживания улицы Петербурга

Около трети петербуржцев проживают в домах, которые находятся в зоне превышения предельно допустимых нормативов по уровню шума. Об этом сообщил президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов.
По его словам, «рекордсменами» по шумности и, соответственно, по ущербу для здоровья местных жителей являются Запорожская ул. в Невском районе, проходящая параллельно КАД, Кубинская ул. и Дунайский пр.
«Мы замеряли уровень шума возле КАД – там превышение более чем в 10 раз. Кубинская стала опасной для здоровья после открытия Митрофаньевского шоссе, когда туда хлынул поток фур. На Дунайском пр. нет вообще никакой акустической защиты при том, что это одна из самых напряженных в транспортном отношении магистралей. В перспективе к ним может присоединиться и Морская наб. на Васильевском острове. По моим сведениям, на центральном участке ЗСД предусмотрена очень слабая защита от шума», – сообщил эксперт.

РегнумTV
Шум над КАДом: Роспотребнадзор по Санкт-Петербургу не согласен с решение суда

Решение суда от 11 марта 2012 года, в котором говорится, что заказчик строительства КАД – дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга – не несет ответственности за нарушение санитарных правил в отношении шума в результате строительства КАД – это неокончательное решение. Об этом сегодня, 2 апреля, на пресс-конференции сказал заместитель начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Николай Боровков, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
“Управление считает это решение необоснованным. Суд говорит, что управление не доказало, что шум создается КАДом, а не, например, Запорожской улицей. Это решения суда обжаловано”, – добавил Боровков.
Напомним, что 11 марта арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области установил, что заказчик строительства КАД – дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга – не несет ответственности за нарушение санитарных правил в отношении шума в результате строительства КАД.

Карповка
Роспотребнадзор обжалует в суде безответственность КАД за шум

Заказчик строительства Кольцевой автодороги должен понести ответственность за нарушение санитарных правил в районе Челябинской улицы, настаивают в Роспотребнадзоре. Ведомство собирается обжаловать решение арбитражного суда, не согласившегося с этой позицией.
Начальник отдела надзора за условиями проживания населения петербургского Роспотребнадзора Николай Боровков назвал решение «необоснованным».
Все началось с жалобы жителя дома № 47 по Челябинской улице, расположенного в 130 метрах от Кольцевой. Эксперты подтвердили превышение в квартире уровня шума и собирались оштрафовать дирекцию по строительству транспортного обхода Петербурга.
Однако эта организация стоит на позиции, что Кольцевая построена с учетом соблюдения всех санитарных норм. Поэтому санкции были оспорены в арбитражном суде. И Роспротребнадзору не удалось доказать, что причиной шума является КАД, а не соседние улицы.

ЗАКС.ру
Эксперт: Эффективность шумоизоляционных экранов на КАД значительно ниже указанной

Рассказывая о шумозащитных экранах, установленных на КАД, президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов отметил, что “их эффективность значительно ниже той, что изначально была заявлена в рекламе”, на которую ориентируются при закупке. На пресс-конференции в клубе “Зеленая лампа” он рассказал, что сами экраны могут помочь, только если их разметить как можно ближе к трассе, но это исполняется не всегда.

Ахматов заметил, что при измерении уровня звука около КАД, он зафиксировал “везде превышение нормы на 20 децибел, это в десять раз выше установленных параметров”. На Кубинской улице превышение даже выше, рассказал Ахметов.

Подверг Ахматов критики также звукозащитные окна, которые строители КАДа устанавливали как дополнительную звукоизоляцию. По его мнению, они не могут спасти ситуацию, так как “всегда жить с закрытыми окнами не будешь”.

Отдельно эксперт упомянул про Дунайский проспект, где, по его словам, даже нет возможности установить звукозащитные экраны. Он отметил, что во всем мире эта проблема решается строительством тоннелей, но в Петербурге предложения по их строительству наталкиваются на сопротивление чиновников.

По мнению акустика, решить проблему могут новые экраны, которые делают из железобетона. Эти экраны гораздо толще и устойчивее, чем установленные на КАД экраны из тонкого металла.

ЗАКС.ру
Эксперт о шуме на КАД: Все нормы уже утверждены

Для использования шумоизоляционной лесополосы в Петербурге не самый подходящий климат, отметила в ходе круглого стола “Шумовое воздействие КАД: кто виноват и что делать?” заместитель начальника научно-технического отдела ЗАО “Петербург-Дорсервис” Евгения Кудрявцева. Она подчеркнула, несмотря на то, что лесополоса – самая красивая и самая экологичная защита от звука, ее эффективность в Петербурге довольна низка.

“Эта шумоизоляция будет работать только в летний период”, – напомнила она. Кроме того, для размещения лесополосы потребуется минимум территория шириной 10 метров вдоль дороги. При этом не на каждой улице около КАД есть возможность выделить столько земли. Одним из способов решения проблем эксперт видит организацию грунтовых насыпей около КАДа, с высадкой там кустарников. Таким способом от шума решили избавиться на участке до Марьиной Рощи.

Но главная проблема шумоизоляции, по мнению Кудрявцевой, состоит в том, что строительные нормы, на которые ориентировались при проектировании и строительстве КАД потеряли свою актуальность. “Нормативы не успевают за жизнью. Интенсивность движения растет, и то, что закладывали в 2004 году в проект, уже устарело”, – заметила она.

Новая газета в Санкт-Петербурге
Сплошные грабли

Автор: Анджей Беловранин

Борьба за человеческие условия жизни в 3-м Рабфаковском переулке выходит на новый уровень
Роспотребнадзор измерил уровень шума в квартирах на Троицком поле (дом 12, корп. 2, по 3-му Рабфаковскому переулку), и, обнаружив значительное превышение нормы в ночное время, вынесла дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) предписание: устранить нарушение и заплатить штраф 15 тыс. руб. Вместо исполнения предписания ДСТО обратилась в арбитражный суд и выиграла дело: судья Буткевич решила, что «не доказано, что превышение уровня шума вызвано транспортом, движущимся по КАДу, а не по Запорожской ул.». Тем, кто не бывал на Запорожской, сообщаем — движения транспорта на этой тупиковой улице, особенно в ночное время, практически нет. Зато прямо над головой и днем, и ночью по эстакаде КАДа летят тысячи автомобилей. Николай Боровков, представитель Роспотребнадзора, заявил, что решение арбитражного суда по поводу 3-го Рабфаковского уже обжаловано в вышестоящей инстанции.

Фонтанка.ру
Идет-гудет дорожный шум

Автор: Кира Обухова

Дело о превышении уровня шума в домах, расположенных поблизости от КАД, получило продолжение. Арбитражный суд направил во вторую инстанцию апелляционную жалобу территориального управления Роспотребнадзора к ДСТО. Но даже в том случае, если дирекцию по строительству Кольцевой автодороги все же удастся привлечь к ответственности, на общую картину решение локальной проблемы не повлияет. Около трети территорий Петербурга относятся к неблагополучным по шумовым показателям, и рецептов, позволивших бы справиться с проблемой, нет. Читать далее


Один отзыв на “Круглый стол «Шумовое воздействие КАД: кто виноват и что делать?»”

  1. Uladimir пишет:

    В тему: газета “Недвижимость и строительство Петербурга”№25(711)от 25.06.12 (www.nsp.ru) стр.15 Конфликты -”Эффект “последнего жильца”:Собственник квартиры в доме по Рабфаковской ул. 3\1 Владимир Гришунин подал заявление КЗРиЗ, он требует сформировать участок под этим зданием. Дом попал в санитарно-защитную зону КАД.

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна