29.03.2012

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Семинар «Как не допустить пропаганды наркотиков в СМИ: законодательный и медицинский аспект»

29 марта 2012 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялся практический семинар для представителей СМИ, освещающих вопросы антинаркотической пропаганды. Эксперты рассказали, как однобоко осветили дело ветеринара Шпака, почему нельзя делить наркотики на легкие и тяжелые, а также как часто петербургским СМИ выносили предупреждения Роскомнадзора.

Как рассказал представитель УФСКН по Петербургу и Ленинградской области Андрей Панов, критерии пропаганды употребления наркотиков довольно четко определены в законе. Это, прежде всего, информация о местах распространения, стоимости, наркотиков, прибыли от незаконного бизнеса, действии веществ и т.д. Распространение таких сообщений попадает под статью 6.12 Административного кодекса. Гораздо сложнее определить случаи скрытой пропаганды. Для этого привлекают специальных экспертов.

Мониторинг СМИ, направленный непосредственно на выявление наркотической пропаганды, выделен в отдельное направление деятельности Роскомнадзора. Об этом рассказал ведущий специалист Управления Роскомнадзора по Петербургу Станислав Хойхин. Проблема заключается в том, что какие-либо санкции возможны только в отношении зарегистрированных СМИ. За 2011 год таких предупреждений было вынесено всего 5 – пропаганда наркотических средств практически вся перешла в интернет. «Мы делаем скриншоты страниц и взаимодействуем с ФСКН. Бывают случаи, что сами сотрудники правоохранительных органов рассказывают о точках распространения, стоимости, действия. СМИ, цитируя их, нарушают закон, хотя, возможно, они даже об этом не подозревают», – отметил Хойхин. А за все время в Петербурге лишь единожды довели до суда дело о пропаганде наркотиков. Пропаганду усмотрели в материалах студенческой газеты «Гаудеамус». «Тогда журналистка в своем материале описала, как пришел человек, хорошо одетый, интеллигентный. Он двадцать лет употребляет наркотики, но так как он пользуется одноразовыми шприцами – все в порядке», – рассказала специалист УФСКН Марина Гнатенко. Но суд постановил, что пропаганды не было.

Заместитель прокурора Петербурга Игорь Резонов посоветовал журналистам не поддаваться на манипуляции толпы, а думать. «У кого-то возникает идея, что есть «музыкальные» наркотики. СМИ расписывают это. На следующий день «музыкальные» наркотики становиться топовым запросом. А дальше люди заказывали через sms этот «музыкальный» наркотик, слушали его и не понимали, почему «не ловят кайф» от полученной музыки», – отметил зампрокурора. Кроме того, он отметил, что СМИ очень часто крайне поверхностно и однобоко освещают тему. Так, в деле ветеринара Александра Шпака, осужденного за продажу двух ампул кетамина, СМИ были на стороне врача. Хотя, по словам Резонова, он не раз объяснял, что сам Шпак – личность подозрительная. «У него была зарплата 27000. Но при этом, он платил ежемесячно 30 000 за учебу в Центре дополнительного образования, купил вторую машину взамен угнанной», – отметил зампрокурора.

Еще одной проблемой, как отметил врач-нарколог Сергей Белогуров, является разделение в СМИ наркотиков на «тяжелые» и «легкие». Такое деление вводит читателей в заблуждение, оно так же ошибочно, как деление сигарет на легкие, суперлегкие, обычные. «Если провести эксперимент: клонировать человека, и одного пичкать марихуаной, второго – героином, то, скорее всего, быстрее умрет героиновый наркоман», – говорит Белогуров, – «Но как только человек начинать употреблять наркотики, они попадают в печень, у него тут же меняется характер, вне зависимости, что он употребляет. Он становится раздражительным, начинает плохо работать, потому что быстрее устает. Вот об этом надо писать», – подчеркнул врач.

Отвечая на вопрос журналиста о том, не способствуют ли глянцевые СМИ, активно освещающие клубную, гламурную жизнь, росту употребления наркотиков, врач-нарколог Сергей Белогуров заявил, что «безусловно способствуют». По его словам, глянцевые журналы формируют у читателя потребительское отношение к жизни, в рамках которого наркотики воспринимаются как «халявный способ получения удовольствия». «Масса сообщений в подобных СМИ направляет человека на своеобразное мировосприятие, в ходе которого у него формируется желание получить все бесплатно», – отметил Белогуров, – «Зависимость – не есть употребление веществ. Прежде всего, это жизненные принципы, характер наркомана».

Цикл семинаров по антинаркотической пропаганде организован пресс-клубом «Зеленая лампа» совместно с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в рамках программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы».

По итогам мероприятия:


Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна