27.01.2012

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Встреча в пресс-клубе, посвященная судьбе Блокадной подстанции

27 января 2012 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский пер., 3) состоялось мероприятие, приуроченное к очередной годовщине снятия блокады Ленинграда и посвященное Блокадной подстанции.

Организаторы – движение «Живой город», Санкт-Петербургское отделение ВООПИиК, галерея «Северная Пальмира» – хотят обратить внимание на проблему, которая связана с сохранением памяти о тяжелых годах 1941-1944, которые пережил Ленинград. Уроки Великой Отечественной войны начали стираться из памяти молодого поколения, все реже в историческом центре можно встретить напоминания о тех страшных днях. Поэтому особенно важно сохранять памятные места военных лет именно в центре города, а не на периферии.

Темы для обсуждения:
- необходимость сохранения памятного здания Блокадной подстанции, обеспечивающего связь поколений и ставшего памятником мужеству, стойкости, вере в победу ленинградцев;
- особенности архитектуры супрематизма в историческом архитектурном контексте Петербурга, осознание этих построек как части неразрывной ткани городской архитектурной среды.

В разговоре приняли участие:
- Виктор Туралин, архитектор, автор концепции Музея городского электротранспорта;
- Юлия Минутина, координатор «Живого города», член Совета по культурному наследию;
- Сергей Васильев, член президиума СПб отделения ВООПИиК.

Тяговая подстанция № 11, известная как «Блокадная подстанция», находится на набережной реки Фонтанки, 3. Здание выстроено по экспериментальному проекту 1920-х годов и представляет собой яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда, редкий в центральных районах Петербурга образец производственного сооружения, решённого в приёмах конструктивизма. Подобные проекты создавались в то время под влиянием ленинских планов электрификации страны и поставленной задачи обеспечения рабочих новым видом транспорта, который предстояло развивать.
Вскоре после начала блокады была прекращена подача электроэнергии, перестал ходить транспорт. Однако уже весной 1942 года ленинградцы совершили настоящий подвиг. Именно с этой подстанции был дан ток, позволивший восстановить трамвайное движение в городе, что помогло выжить сотням людей. А главное – трамвай стал символом надежды на спасение, на победу. Сейчас трамвай почти исчез из центра города. Но память подвигу трамвайщиков увековечена мемориальной доской на здании тяговой подстанции № 11. Существует проект оформления фасада – «Стена памяти», позволяющего превратить здание в настоящий мемориал.

Сейчас это историческое здание находится в опасности. К огромному сожалению, 16 декабря 2010 года прежний Совет по культурному наследию большинством голосов поддержал проект реконструкции, а фактически – строительства нового здания на месте электроподстанции в охранной зоне федерального памятника – Михайловского дворца. Инвестор – ООО «Роял Гарденс отель» (дочерняя компания «Корпорации С», реализовавшей проект нового здания рядом с Михайловским замком и намеревающейся построить дом в соседнем Михайловском саду) – намерен возвести на месте подстанции современное строение из стекла и бетона в 5 этажей по проекту архитектурного бюро Юрия Земцова.

В рамках встречи состоялась видеопрезентация проекта «Мемориала», посвященного подвигу трамвайщиков Ленинграда – «Стена памяти» (автор – молодой дизайнер Григорий Жинков).

Участники встречи намерены обратить внимание губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко на угрозу, нависшую над блокадным мемориалом в центре города и на неоднократные обращения по этому поводу различных блокадных и градозащитных организаций, проигнорированные прежней администрацией.

Встреча проходила в рамках выставки «Заповедник вдохновения. Пленэры как метод спасения исторических памятников», экспонируемой в пресс-клубе «Зеленая лампа» и созданной по итогам пленэров, прошедших в «горячих точках» нашего города: в Лопухинском саду, на Уткиной даче и у Никольского рынка. Все эти объекты до сих пор находятся под угрозой разрушения или непоправимого изменения их исторического облика и назначения. Организаторы выставки – галерея «Северная Пальмира» совместно с движением «Живой город» и Санкт-Петербургским отделением ВООПИиК. На выставке представлены работы петербургских художников и фотографов: Виктора Тихомирова, Сергея Бакина, Бориса Забирохина, Эдуарда Якушина, Елены Семеновой, Олега Герасимова и других. Работа выставки продлится до 6 февраля.

По итогам мероприятия:

100 ТВ
Активисты движения “Живой город” подняли тему будущего “блокадной подстанции”

Все, кто выжил в страшные блокадные годы, с благодарностью вспоминают знаменитые “полуторки”. Они спасли тысячи петербуржцев, доставляя продукты в блокадный город по Дороге жизни. Сегодня во Всеволожске открыли памятник “Машине-солдату” – точную копию из бронзы в натуральную величину автомобиля «ГАЗ-АА». Машина будет стоять рядом с церковью. Проезжая по Дороге жизни, бойцы крестились рядом с храмом, закрытым в годы войны.
И именно сегодня историки и активисты движения “Живой город” вновь подняли тему будущего “блокадной подстанции”. Разговор состоялся в пресс-клубе “Зеленая лампа”. Судьба этого небольшого здания – под угрозой. А ведь подстанция – один из символов стойкости осажденного Ленинграда. Уже в марте 1942-ого, тягловая подстанция №11 возобновила подачу энергии в силовые линии. В сражающемся городе пошли сначала грузовые, а затем и пассажирские трамваи.
Юлия Минутина, координатор движения “Живой город”:
«Существуют проекты уничтожения этого здания…Хотят строить гостиницу. Но мы будем продолжать борьбу».
Подвиг трамвайщиков увековечен мемориальной доской на стене “подстанции”. Кроме того, ее здание на набережной реки Фонтанки – архитектурный памятник супрематизма. Это экспериментальное направление 20-х годов прошлого века. Снос здания и постройка на его месте новой гостиницы, по мнению активистов, нарушает не только законодательные, но и этические нормы.

ИА REGNUM
Петербургские градозащитники попросят Полтавченко защитить “блокадную подстанцию”

Петербургские градозащитники подготовили обращение к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко о сохранении здания “блокадной подстанции” – Тяговой подстанции №11 на набережной реки Фонтанки, 3-А, сейчас начат сбор подписей под обращением, которое передадут Полтавченко на следующей неделе. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 27 января, сообщила на встрече, посвященной судьбе блокадной подстанции, координатор движения “Живой город” Юлия Минутина.
Минутина напомнила, что здание на Фонтанке, построенное в 1920-х годах по экспериментальному проекту и представляющее собой яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда, расположено в центре города, на исторической набережной, которая “входит в список композиционно завершенных городских пространств”. Градозащитница напомнила, что в центре Санкт-Петербурга запрещен снос зданий и новое строительство.
Архитектор Виктор Туралин представил сегодня проект превращения фасада “блокадной подстанции” в “Стену памяти”, где горизонтально сплошной лентой расположены большие фотографии блокадного города, напоминающие о подвиге ленинградских трамвайщиков блокадной поры.
Сейчас на здании подстанции расположена мемориальная доска “Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда” (в Санкт-Петербурге несколько таких памятных точек – мемориальная доска у надписи на Невском “Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна”, “Блокадный репродуктор”, памятный знак у спуска к воде на Фонтанке, где блокадники брали воду – прим. ИА REGNUM).
Ныне над “блокадной подстанцией” нависает угроза уничтожения – еще 16 декабря 2010 года прежний Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга большинством голосов поддержал проект, согласно которому на месте подстанции в результате реконструкции – а фактически строительства нового здания будет воздвигнут шестиэтажный отель (инвестор ООО “Роял Гарденс отель”, дочерняя компания “Корпорации С”, архитектурное бюро Юрия Земцова, “прославившееся” зданием “Стокманна” на углу Невского и Восстания – прим. ИА REGNUM).
Минутина сообщила, что о судьбе блокадной подстанции градозащитники уже говорили с новым главой КГИОП Александром Макаровым, который, как известно, является знатоком и поклонником промышленной архитектуры.
Макаров вместе со специалистом КГИОП Валентиной Лелиной вошли в одну из созданных в рамках Совета по сохранению культурного наследия рабочих групп для мониторинга и разработки важнейших тем по сохранению культурного наследия. Об этом 26 января на заседании Совета сообщил заместитель председателя Совета Михаил Мильчик. Макаров и Лелина, а также Маргарита Штиглиц – эксперт по промышленной архитектуре вошли в рабочую группу “Промышленная архитектура”. На заседании Совета члены Совета говорили о необходимости сохранять в Санкт-Петербурге образцы архитектуры конструктивизма.
“Это не попытка использовать священную тему блокады, чтобы сохранить здание, – заявил сегодня член правления Санкт-Петербургского отделения ВООПиК Сергей Васильев. – Здание на Фонтанке имеет равноправную как архитектурную, так и историческую ценность, оно должно стать памятником архитектуры регионального значения”.
Напомним, 15 апреля 1942 года в Ленинграде было возобновлено движение трамваев после блокадной зимы, энергию давала блокадная подстанция на Фонтанке. Весной 2012 года исполняется 70 лет с момента возобновления движения трамвая в блокадном городе.

Вечерний Петербург
Что важнее: память потомков или сиюминутная прибыль?

«Опять война, опять блокада…». Строки Юрия Воронова вспомнились в пресс-клубе «Зеленая лампа» на встрече, посвященной судьбе тяговой подстанции №11, находящейся на Фонтанке, за зданием Цирка
29 марта 1942-го в Ленинград был героически доставлен знаменитый партизанский обоз с продовольствием, 15 апреля, после страшной зимы, вновь заработал трамвай, 31 мая на стадионе «Динамо» был сыгран знаменитый блокадный матч между футбольными командами «Динамо» и ЛМЗ, а 9 августа в Большом зале Филармонии прозвучала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича…
Хочется, чтобы в эти дни мы становились свидетелями того, как передается из поколения в поколение и бережется память о блокадном лихолетье.
Но 27 января, в 68-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, представители петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, общественного движения «Живой город» выражали тревогу по поводу судьбы тяговой подстанции, которую жители старшего поколения чаще называют блокадной.

Здание, выстроенное по экспериментальному проекту в 1920-х годах, представляет собой характерный пример супрематической архитектуры. Для центра города — это редкий образец производственного сооружения, выполненный в конструктивистском стиле. Подстанция — своеобразное свидетельство внедрения в жизнь ленинского плана ГОЭЛРО по электрификации всей страны.

Однако подстанция не является памятником архитектуры. И, положа руку на сердце, в ней трудно увидеть ту красоту и гармонию, которые отличают расположенные поблизости Михайловский замок, павильоны кордегардии и здание Цирка. На это, видимо, и делается расчет.
Здесь стоит вспомнить одно обстоятельство. В 1870-е, когда речь зашла о строительстве стационарного здания цирка, были сомнения относительно того, что здание закроет вид на Михайловский замок. К счастью, этого не случилось. Во-первых, сам по себе Цирк красив. Во-вторых, с моста Белинского открывался чудный вид и на площадь Белинского, и на Михайловский замок. В конце позапрошлого столетия за зданием Цирка намеревались возвести здание для музея Суворова, но в итоге музей великого полководца построили в другом месте.
Увы, перед трехсотлетием города на свободном участке за Цирком и подстанцией было построено здание, действительно перекрывшее вид на замок, выдающееся творение Василия Баженова и Винченцо Бренны. Хотя обликом оно весьма симпатичное, его признали градостроительной ошибкой.
Вот и сейчас тот же архитектор Юрий Земцов готов присоединить к этому своему творению новое. И хотя речь ведется о реконструкции, все прекрасно понимают, что, начнись реализация этого проекта, от подстанции ничего не останется, как не осталось ничего от домов на Невском проспекте и улице Восстания, реконструированных по проекту того же Земцова под торговый центр и изуродовавших облик главного петербургского проспекта.
Между тем подстанция №11 — памятник истории. Вот от этого, наверно, и нужно плясать как от печки.
Мемориальная доска на стене дома 3-а по Фонтанке рассказывает о подвиге трамвайщиков в годы блокады, когда после зимы 1941 — 1942 годов эта тяговая подстанция «дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».

И опять вспоминается Юрий Воронов, его стихотворение «После зимы». Помните?

И вдруг
Письмо от бывшего соседа:
«Хожу с трудом, но это не беда.
На днях пойдет трамвай,
И я заеду…»
Трамвай пойдет опять —
Вот это да!
Трамвай, напомню, был главным транспортом в Ленинграде в годы войны, став подлинным тружеником и защитником города, символом мужества и героизма ленинградцев. Кстати говоря, горожане ждут возвращения изгнанного несколько лет назад из центра Петербурга трамвая на Литейный, Садовую, улицу Белинского…
Но, возвращаясь к подстанции, оглядимся. Неподалеку, у спуска к реке напротив Шуваловского дворца, есть памятный знак, посвященный блокадной проруби. На доме №54/3 по Невскому со стороны Малой Садовой установлен блокадный репродуктор, у которого ленинградцы собирались слушать сводки Информбюро. Дом радио на Итальянской, 27, — это память о «музе блокадного Ленинграда» Ольге Берггольц.
Там же, на Итальянской, находится Театр имени Комиссаржевской, открывшийся — такого не знает ни одна страна — в осажденном врагом городе 18 октября 1942 года. Городской театр сразу же получил у горожан название Блокадного.
Все это находится на небольшом расстоянии друг от друга. По-моему, вырисовывается маршрут памяти, по которому можно водить детей, преподавая им уроки мужества и воспитывая любовь к городу и Отечеству.
Тяговая подстанция №11, и сегодня работающая по своему прямому назначению, может и должна стать неотъемлемой частью этого маршрута памяти.
Ведь эта память — наша совесть.
Она
Как сила нам нужна…
Это все тот же Юрий Воронов.
Существует, между прочим, интересный проект «Стена памяти», созданный дизайнером Григорием Жинковым специально для фасада блокадной подстанции. В его основе — фотографии периода обороны и блокады Ленинграда.
Автор: Алексей Ерофеев


Метки: , , , ,

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна