28.10.2011

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Пресс-тур, посвященный ситуации вокруг строительства железной дороги Лосево-Каменногорск

28-30 октября 2011 года пресс-клуб «Зеленая лампа» провел пресс-тур, посвященный ситуации вокруг строительства железной дороги Лосево-Каменногорск.

В минувшие выходные (28-30 октября) представители СМИ проехали вдоль строящейся грузовой железной дороги Лосево-Каменногорск, в рамках пресс-тура организованного пресс-клубом «Зеленая лампа». Участники пресс-тура посетили населенные пункты Варшко, Лосево, Ромашки, Озерское, Красный Сокол, Каменногорск, оказавшиеся на пути железной дороги и выяснили, почему реализация данного проекта вызывает ожесточенное сопротивление со стороны местных жителей и экологов.

Первая остановка по маршруту – садоводство «Аметист», рядом с которым ведется строительство сортировочной станции Лосево-1. Подъездная дорога к садоводству разбита строительной техникой, холм, с которого когда-то открывался красивый вид на окрестности, срыт под песчаный карьер. Впрочем, основная проблема для жителей – шум. Железная дорога огибает садоводство полукольцом и после строительства второго пути практически вплотную приблизилась к жилым домам. Лес, ранее выполнявший защитную функцию, вырублен и когда рядом проходит товарный поезд людям приходиться кричать, чтобы услышать друг друга. После завершения строительства, согласно заложенным в проекте прогнозам интенсивности движения, поезда здесь будут ходить каждые 10-15 минут. Тем не менее установка шумозащитных экранов проектом не предусмотрена – защищать от шума железнодорожники готовы только те дома, где люди проживают постоянно. В то же время, как свидетельствуют жители, в ближайших к железнодорожным путям домах уже появляются трещины. Больше всего жители садоводства раздражены тем, что их вообще никто ни о чем не предупреждал, всю информацию о проекте приходилось добывать с боем, а их проблемы и вовсе никого не интересуют.

В поселке Варшко ситуация еще сложнее. Местный житель Сергей Суковицкий может наблюдать за стройкой прямо через забор своего дома. Строители срыли основание холма, на котором стоят дома Суковицкого и его соседей и наткнулись на плывун. Теперь холм проседает, по стенам дома уже пошли трещины. Первоначально дома вообще предполагалось снести, но жители отказались продавать свои участки. Они потребовали объяснить, почему при выборе маршрута прохождения новой железнодорожной трассы был выбран самый дорогой по стоимости строительства и последующей эксплуатации проект, к которому вдобавок есть множество вопросов с точки зрения соблюдения действующего законодательства. Однако объяснять жителям ничего не стали.
Летом этого года Сергей Суковицкий случайно узнал, что местная администрация согласовала границы земельного участка под строительство железной дороги, включающего четыре участка, находящиеся в частной собственности (в том числе, участок самого Суковицкого). Участок был поставлен на кадастровый учет и вроде бы даже передан в аренду заказчику строительства. Правда, после обращения в суд, строители быстро пошли на попятный: скандальное постановление отменили, участки с кадастрового учета сняли. Однако проблема не решена, многие дома в Варшко попадают в полосу отчуждения новой железной дороги и что будет дальше не известно.

В Лосево строители уже возвели опору нового железнодорожного моста через Лосевский порог. Завершить строительство планируется к ноябрю 2012 года, вот только вести железную дорогу дальше пока некуда – сразу за мостом начинаются жилые дома и дачные участки, владельцы которых не знают, что с ними будет. Никакой информации у людей нет, даже схемы и кадастровые планы получить удается только неофициально. С жителями общаются только представители уполномоченной заказчиком строительства компании оценщика – ЗАО «Лимб», но пока озвученные ими размеры компенсаций собственников не устраивают. Люди не исключают, что строительство специально начато до урегулирования имущественных вопросов, чтобы появились основания для принудительного отчуждения земель. Для тех, чьи дома окажутся практически вплотную к железной дороге, компенсации вообще не предусмотрены. Чтобы привлечь к себе внимание жители больше года писали во все инстанции вплоть до президента, проводили митинги, но безрезультатно.

За Лосево практически на всем протяжении будущей трассы (65 км.) вплоть до Каменногорска тянется просека шириной до полукилометра, а местами и более. Лес под новую железную дорогу вырубили в течение этого года, теперь сложенная в штабеля древесинная потихоньку гниет, и вывозить ее никто не торопится. Дело в том, что заказчику строительства вырубленный лес не принадлежит, вывозить и реализовывать его должные государственные структуры, но какие до конца не ясно.

Недалеко от поселка Ромашки строящаяся линия Лосево-Каменногорск вновь пересекает водную систему Вуоксы – здесь также уже ведется строительство моста. Всего новая ветка пересекает Вуоксу трижды: в Лосево, Ромашках и Каменногорске. По мнению независимых экологов, учитывая, что более 50% планируемых грузоперевозок приходится на нефть и нефтепродукты, в случае любого ЧП последствия для всего Карельского перешейка будут катастрофическими. Правда, эта угроза пока гипотетическая, а вот 12 расположенных поблизости домов после завершения строительства окажутся отрезанными от единственной автодороги. По словам жителей, их попытки узнать, что с ними будет, успехом не увенчались.

Поселок Озерское расположен уже в Выборгском районе области. Последние полгода, считают обитатели здешних мест, они живут как на передовой. На дороге в середине поселка установлены таблички, предупреждающие о проведении строительных и взрывных работ. По словам жителей, взрывы гремят регулярно, а работы ведутся и днем и ночью. Причем из-за нарушения техники безопасности строители несколько раз обрывали линию электропередач, оставляя дома без света. Как говорят жители, провести дорогу через самый центр поселка помешала старая финская кирха, имеющая статус памятника архитектуры.

Непосредственно к зоне строительства примыкает несколько жилых домов, три из которых запланированы под снос. Правда, владельцы узнали об этом только месяц назад, когда им позвонили из ЗАО «Лимб». Один из них – Петр Перминов только недавно отстроился после пожара – до этого он несколько раз пытался узнать, затронет ли железная дорога его дом, но его уверяли, что нет. Сам Перминов – инспектор Леноблохоты рассказывает, что строители регулярно ловят рыбу на территории заказника регионального значения «Озеро Мелководное», доступ к которому запрещен круглый год. Железная дорога пройдет мимо заказника, однако как отразятся постоянный шум и вибрация на гнездящихся там птицах, никто предсказать не берется.

До конечной точки маршрута – города Каменногорск – стройка пока не добралась, однако кажущееся спокойствие обманчиво. Проект предполагает расширение существующей станции, в результате чего под расселение попадают жилые дома. Однако главная проблема – ситуация вокруг Каменногорского комбината нерудных материалов, который является градообразующим предприятием. Железнодорожный путь проходит через санитарно-защитную зону карьера и во время проведения взрывных работ движение останавливается на несколько часов. Однако при заявленной в проекте плотности движения поездов осуществить это будет невозможно – значит, карьеру придется перестать взрывать, то есть фактически прекратить свою работу.

Подводя итоги поездки, руководитель проектов РОО «Зеленая Волна» Алексей Травин, отметил, что хотя характер претензий в каждом конкретном случае отличается, основные проблемы все-таки схожи. Это отсутствие информации о проекте, пассивная позиция муниципальных и региональных властей, которые зачастую сами не владеют информацией в полном объеме, отсутствие эффективного контроля за соблюдением законности, в том числе в части касающейся разрешительной документации. Как подчеркнул Травин, складывается парадоксальная ситуация – реализуется огромный проект, которому, по крайней мере, на словах придается стратегическое значение, однако никто не может толком сказать: где пройдет железная дорога, какую территорию она затрагивает, что происходит в конкретной точке. По его мнению, все многочисленные конфликты, связанные с реализацией данного проекта, проистекают из одного корня – на стадии проектирования были фактически проигнорированы требования Градостроительного кодекса РФ, не была разработана и представлена на госэкспертизу документация по планировки территории. При разработке градостроительной документации можно было бы выявить все потенциальные конфликты, учесть интересы территории и местных жителей, еще до стадии собственно проектирования. Поскольку этого сделано не было, вызывает сомнения правовой статус заключения государственной экспертизы и самого проекта, который выглядит как крайне сомнительная авантюра.

Представитель Комитета по природным ресурсам Никита Павлович и председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Денис Крылов, приехавшие в Лосево на встречу с жителями и журналистами, сообщили, что информацией о нарушениях в ходе реализации проекта не располагают, хотя и не исключают, что такие нарушения могут иметь место. Строительство является федеральным проектом, и, по их словам, Ленинградская область в нем практически не участвует.
При этом к проблемам местных жителей они отнеслись с пониманием, отметив, что после многочисленных обращений граждан была сформирована специальная межведомственная комиссия, которая взаимодействует с заказчиком строительства, запрашивает у него информацию. Они настоятельно просят жителей направлять официальные обращения в адрес Экосовета и уверяют, что ни одно обращение не будет оставлено без внимания. В свою очередь Денис Крылов подтвердил, что Экосовет и профильные комитеты ЛО будут всячески способствовать получению от ФГУП «Единая группа заказчика» максимально полной информации по проекту и доведению ее до местных жителей. Свои обращения граждане могут отправить в Общественный экологический совет при Губернаторе Ленинградской области: e-mail: eco-news@yandex.ru, адрес: 197342, ул.Торжковская, д.4, факс: 496-2214.

По итогам мероприятия:

Видеоматериал пресс-клуба



Фотоотчет

Сюжет телеканала РЕН Петербург



Сюжет телеканала РЕН Петербург
Программа “Петербургская неделя” от 02.11.11



БалтИнфо
Карелия будет лишь сниться

Год назад в населенных пунктах двух районов Ленобласти началось строительство железнодорожного полотна Лосево-Каменногорск. По мнению экспертов, стройка наносит серьезный социальный и экологический ущерб. Корреспондент «БалтИнфо» оценил его масштаб. Читать далее

БалтИнфо
Судьба жителей Лосево, где строят железнодорожную ветку, так и не решена

Жители ряда населенных пунктов Приозерского района Ленобласти, на территории которых ведется строительство грузовой железнодорожной ветки Лосево-Каменногорск, по-прежнему не могут получить хоть какую-то разъясняющую информацию о своей судьбе. «Никто не может предоставить документацию по планировке территорий. Мы не знаем, что будет дальше», – рассказали корреспонденту «БалтИнфо» жители поселков Воршко, Лосево-1 и Ромашки.
«Года четыре находимся в подвешенном состоянии», – пожаловались собеседники агентства, добавив, что так и не знают, сносят или не сносят их дома.
В ответ на соответствующие вопросы председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Денис Крылов неоднократно отвечал, что проект является федеральным, а область имеет к нему опосредованное отношение.
При этом и жители, и экологи признают, что в ходе строительства железнодорожной ветки есть ряд нарушений, в том числе идет несанкционированная вырубка леса, образуются несанкционированные свалки. Документацию же никто не предоставляет, разрешений на вырубку леса в районе тоже не видели.
Вместе с тем, в поселке Вершко дома оказались в 150-метровой зоне отчуждения, а, значит, подлежат сносу. По словам местного жителя, где возводится железнодорожный мост, Сергея Суховицкого, его «дом поплыл вниз, к мосту», а в стене постройки возникла огромная трещина.
Строительство дороги в Лосево: экологи губернатору не указ
Напомним, жители Приозерского района неоднократно устраивали митинги протеста против строительства железнодорожной ветки. Активисты утверждали, что «итоговый вариант прохождения трассы разработан без учета мнения местных жителей и ущемляет интересы большого числа пользователей и собственников земли». Также, по их мнению, «не учтены в полном объеме возможные негативные последствия для экологии Карельского перешейка». Реализация проекта, как полагают местные жители, чревата социальной катастрофой: десятки людей могут лишиться своих домов, которые попадают в зону строительства, сотни местных жителей, живущих за счет обслуживания туристов, останутся без работы.
Жители Лосево не раз обращались со своей проблемой к губернатору Ленобласти, Общественному экологическому совету и даже к президенту Финляндии Тарье Халонен.
Защитники Лосево в очередной раз попытаются достучаться до президента
Железная дорога Лосево-Каменногорск – часть проекта скоростного сообщения между Россией и Финляндией, который разработали еще в 2006 году. Проект строительства грузовой железнодорожной ветки был подготовлен по заказу Федерального агентства железнодорожного транспорта. Это необходимо для переноса движения грузовых поездов с Выборгского на Приозерское направление в связи с запуском высокоскоростного пассажирского сообщения Петербург – Хельсинки.

БалтИнфо
Железная дорога рассекла пополам поселок в Выборгском районе Ленобласти

Поселок Озерское в Выборгском районе Ленобласти оказался на пути строительства железной дороги. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» рассказал председатель поселка Дмитрий Шурмилев.
Местные жители пояснили, что дорога проходит по прямой, прямо через поселок, на расстоянии не больше 400 м от домов. «Три дома остались с той стороны, попали в полосу отчуждения», – уточнил Шурмилев.
По его словам, о строительстве дороги стали говорить 1,5-2 года назад, к реализации проекта приступили минувшей зимой. Однако никакую информацию жителям поселка до сих пор не предоставляют. «По поводу сноса наших домов заговорили около месяца назад, но в местной администрации никакой информации нет, никто ничего не знает. ЗАО «Лимб» просто поставило перед фактом, что дома сносят», – рассказал Дмитрий Шумилев.
Кроме того, как сетуют местные жители, стройка очень шумит: «Постоянно ведутся взрывные работы, до трех взрывов в день раздается».
Напомним, в этой части Ленобласти реализуется проект строительства железной дороги Лосево-Каменногорск. Проект сооружения грузовой железнодорожной ветки был подготовлен по заказу Федерального агентства железнодорожного транспорта еще в 2006 году. Его целью является перенос движения грузовых поездов с Выборгского на Приозерское направление в связи с запуском высокоскоростного пассажирского сообщения Петербург – Хельсинки.

ЗАКС.ру
Железная дорога как авантюра

Online47
Лосево погубит железная дорога

Жители ряда населенных пунктов Приозерского района Ленобласти, на территории которых ведется строительство грузовой железнодорожной ветки Лосево-Каменногорск, по-прежнему ничего не знают о своей дальнейшей судьбе.

Никто ничего не знает
«Никто не может предоставить документацию по планировке территорий. Мы не знаем, что будет дальше», – говорят жители поселков Воршко, Лосево-1 и Ромашки. В попытках узнать, снесут или не нет их дома, лосевцы обошли уже все возможные инстанции. Но всё без толку. В правительстве Ленобласти отвечают, что проект является федеральным, а область имеет к нему опосредованное отношение. Федеральные органы власти вообще ничего не отвечают.

А поговорить?
Помимо собственной судьбы, жителей Лосево волнует и судьба самого посёлка. По их мнению, реализация проекта по строительству железной дороги чревата социальной катастрофой: десятки людей могут лишиться своих домов, которые попадают в зону строительства, сотни местных жителей, живущих за счет обслуживания туристов, останутся без работы. Мало того, не понятны негативные последствия для экологии Карельского перешейка.

В принципе, железная дорога – это не атомная электростанция. Сложно ждать от ее появления каких либо страшных последствий. Но, очевидно, что местные жители имеют полное право знать, что происходит и чем это для них обернется. По крайней мере, в Европе любые строительные работы происходят именно так.

Новая газета в Санкт-Петербурге
Дорога без жизни

Похоже, что создатели новой железной дороги на Карельском перешейке взяли себе девиз «Никого не оставить равнодушным». Действительно, стоит заговорить об организации движения грузового транспорта к портам Финского залива через Лосево и Каменногорск — и обитатели этих мест на эмоции не скупятся. Жаль только, что это в основном злость с примесью отчаяния. Во время пресс-тура, организованного «Зеленой лампой», журналистам удалось побывать лишь в нескольких горячих точках, которые затрагивает будущая дорога, — и каждый раз оказывалось, что строительство или полностью разрушит, или как минимум порядком осложнит жизнь людей. Читать далее

ИА Регнум
Ленобласть – Санкт-Петербург – Хельсинки: Жители и дачники – на грани сноса!

Населенные пункты самого живописного Приозерского района Ленобласти – Варшко, Лосево, Ромашки, Озерское, Красный Сокол, Каменногорск – оказались прямо на пути строящейся железной дороги Лосево – Каменногорск. Проект грозит снести дома и дачи. Общая беда людей из складывающейся “зоны отчуждения” – с ними никто, кроме некой компании, норовящей скупить дома за бесценок, не общается и не считает нужным информировать о том, что происходит. Стройка подошла вплотную, а люди остаются в неведении, не понимая, что с ними будет. Читать далее


Метки: ,

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна