24.10.2011

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Круглый стол, посвященный вопросам повышения качества жизни детей-инвалидов и их родителей

24 октября 2011 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский пер., 3) состоялся круглый стол, посвященный вопросам повышения качества жизни детей-инвалидов и их родителей. Этим мероприятием мы открыли цикл «круглых столов» и мероприятий, посвященных проблемам реабилитации и адаптации детей-инвалидов, их интеграции в обществе.

В Петербурге сейчас проживают более 14 тысяч детей-инвалидов. К сожалению, часто семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, испытывают многочисленные трудности в решении насущных каждодневных проблем.

Как обеспечиваются права детей-инвалидов и их родителей в Петербурге? Когда в семье рождается «особый ребенок», к кому могут обратиться за социально-психологической помощью родители? Как облегчить процедуру прохождения медико-социальной экспертизы, оформления индивидуальной программы реабилитации (ИПР)? Мировая практика показывает, что дети с ограничениями по здоровью могут вместе с обычными детьми посещать детские сады, учиться в средних школах. Проект инклюзивного образования: как продвигается он в Петербурге? Существуют ли программы для обучения, системы оценки, достаточно ли педагогов, имеющих право работать с такими детьми? Как скоро в Петербурге появится институт «Замещающих семей»? Как сократить многочисленные трудности, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов, не оставить их наедине со своими проблемами?

В обсуждении заявленных вопросов приняли участие:

- Александр Николаевич Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга;
- Светлана Юрьевна Агапитова, Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге;
- Елена Раифовна Артамонова, главный специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
- Елена Викторовна Кароль, и.о. главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Санкт-Петербургу»;
- Наталья Дмитриевна Медведева, руководитель экспертного состава Главного бюро МСЭ педиатрического профиля;
- Маргарита Алексеевна Урманчеева, президент Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»;
- Елена Валерьевна Кожевникова, научный руководитель Института раннего вмешательства;
- Марина Юрьевна Левина, президент Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда «Родительский мост».

По итогам мероприятия:

РТР “Вести”
Поддержка детей-инвалидов – новый вектор социальной политики

Новый вектор социальный политики Петербурга теперь направлен на поддержку детей с ограниченными возможностями. Например, до сих пор ребенку с минимальными отклонениями очень сложно устроиться в обычную школу, хотя в Европе такой метод практикуется давно. Не хватает и специальных учреждений. Впрочем, нельзя сказать, что до сих пор в северной столице таким малышам внимания не уделялось: просто теперь к проблеме решено подойти комплексно. Для чего и разработана специальная программа поддержки маленьких горожан, которых в Петербурге около 14 тысяч. Суть идеи – сопровождать их с рождения до совершеннолетия, таким образом, чтобы ребенок с ограниченными возможностями, повзрослев, чувствовал себя полноценным членом общества. По словам главы социального комитета Смольного Александра Ржаненкова, основные принципы документа сейчас проходят согласование в Москве, чтобы получить финансирование из федерального бюджета. Между тем, эксперты уверены: изменения законодательства и даже самой мощной финансовой поддержки недостаточно. Необходимо, чтобы в обществе в принципе изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями, например, как в соседней Скандинавии. Но для этого понадобится нечто больше, чем просто госпрограмма.

Радио России «Санкт-Петербург»
Поддержка детей-инвалидов – новый вектор социальной политики

Новый вектор социальный политики Петербурга теперь направлен на поддержку детей с ограниченными возможностями. Например, до сих пор ребенку с минимальными отклонениями очень сложно устроиться в обычную школу, хотя в Европе такой метод практикуется давно. Не хватает и специальных учреждений. Впрочем, нельзя сказать, что до сих пор в северной столице таким малышам внимания не уделялось: просто теперь к проблеме решено подойти комплексно. Для чего и разработана специальная программа поддержки маленьких горожан, которых в Петербурге около 14 тысяч. Суть идеи – сопровождать их с рождения до совершеннолетия, таким образом, чтобы ребенок с ограниченными возможностями, повзрослев, чувствовал себя полноценным членом общества. По словам главы социального комитета Смольного Александра Ржаненкова, основные принципы документа сейчас проходят согласование в Москве, чтобы получить финансирование из федерального бюджета. Между тем, эксперты уверены: изменения законодательства и даже самой мощной финансовой поддержки недостаточно. Необходимо, чтобы в обществе в принципе изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями, например, как в соседней Скандинавии. Но для этого понадобится нечто больше, чем просто госпрограмма.
Автор: Владимир Снятков

БалтИнфо
Особые дети в зоне особого внимания

Власти Петербурга планируют разработать единую концепцию помощи детям с ограниченными возможностями. Чиновники уверяют, что законодательство изменится. Но вот на отношение общества к таким детям чиновники повлиять не могут.
В Петербурге сегодня, по данным комитета по социальной политике, проживает 700 тыс. людей с ограниченными возможностями, 14 тыс. из которых – дети. Чиновники не отрицают, что до сих пор их условия жизни в Северной столице далеки даже не от идеальных, а просто от европейских стандартов. Однако, по словам главы комитета Александра Ржаненкова, постепенно ситуация меняется – вносятся корректировки в нормативную базу, увеличивается финансирование. Только до конца этого года в этой сфере планируется потратить 200 млн. рублей. Тем не менее, и этих средств пока недостаточно, не скрывает чиновник. «Это не внушает пока еще большого оптимизма. Хотелось бы, чтобы бюджетное финансирование было пропорционально решаемым проблемам»,- заметил он.
По мнению уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, в городе так или иначе ряд проблем решается. Она отметила, что постоянно получает обращения от людей с ограниченными возможностями, а чаще от их родителей с просьбой разобраться и повлиять на ситуацию. Около 100 обращений касается жилищного вопроса, так как ребенок инвалид имеет право на улучшение условий проживания. Достаточно много вопросов касается организации образовательных учреждений для детей с множеством нарушений, финансирования лечения редких заболеваний. До сих пор не решена проблема развития инклюзивного образования для детей с инвалидностью. «Только порядка 50 школ имею пандусы для подъема на первый этаж. Но дальше ребенок в инвалидном кресле или на костылях самостоятельно двигаться не может. Он доезжает до первого этажа, и на этом его образование заканчивается», – заметила она.
Уполномоченный убеждена, что сегодня многие программы развития и реабилитации особых детей необходимо пересматривать, так как они не отвечают современным требованиям. Она считает, что необходимо создать некую единую концепцию, в рамках которой ребенок-инвалид будет «сопровождаться» от рождения до совершеннолетия.
Между тем, по словам президента Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей-инвалидов «ГАООРДИ» Маргариты Урманчеевой, в Петербурге есть опыт построения комплексной программы помощи детям с инвалидностью. Когда-то в городе работала специальная программа, в рамках которой получили свое развитие специальные службы, проекты, подготовка кадров. «Программа закончилась, пришло время новой. И мы понимаем, какие новые трудности ждут нас в этом плане. Между тем за это время люди перестали бояться слова «инвалид». Сегодня из гущи необходимо «выдернуть» самых тяжелых детей. С легкими научились работать, сейчас необходимо обратить внимание на более сложных. При подготовке программы важно не утонуть в море бумаг и не потерять в это время ребенка», – заметила она.
Ржаненков подтвердил, что программа «Дети инвалиды» когда-то заложила в Петербурге базу для работы с особым ребенком. Подготовка нового проекта практически завершена, в скором времени ее вынесут на обсуждение.
Между тем, по словам главного специалиста отдела образовательных учреждений комитета по образованию Елены Аратмоновой, в Петербурге на сегодняшний день ситуация вполне приемлема, и многие регионы приезжают именно в Северную столицу, чтобы перенять опыт. В течение ряда лет была создана сеть коррекционных центров. Сегодня в городе работает 57 учреждений 8 видов – для детей с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями. Создаются коррекционные классы внутри общеобразовательных учреждений, на сегодняшний день их насчитывается 261.
Наибольший опыт в работе с инвалидами достигнут в области дошкольного образования. В нескольких детских садах дети с ограниченными возможностями занимаются совместно с малышами, которые в дополнительной помощи не нуждаются. В рамках федеральной программы «Доступная среда» к 2015 году 20% петербургских школ полностью станут безбарьерными.
«Таким образом, мы подходим вплотную к инклюзивному образованию. Однако требуется специальная программа, нормативная база, подготовка педагогов», – добавила Артамонова.
По ее словам, сейчас в комитете создана рабочая группа по разработке концепции инклюзивного образования. В Петербурге развивается дистанционное обучение детей -инвалидов. Сегодня у 316 детей есть полный комплект оборудования, чтобы получать уроки дома. Все компьютеры и обучающие программы были поставлены за счет городского бюджета.
Однако для того, чтобы добиться действительно серьезных успехов в работе с особыми детьми, необходимо, чтобы на федеральном уровне была принята национальная программа, считает Ржаненков. Он пояснил, что не все регионы могут решать такие проблемы самостоятельно. «Опыт есть во всех направлениях, но без координации усилий – законотворческой, финансовой – многого не добиться», – заметил он.
Автор: Ольга Першина

БалтИнфо
Пенсии детей-инвалидов родители смогут получать без разрешения органов опеки

Законодательство, касающееся получения пенсий для детей-инвалидов, будет изменено. Как сообщила уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агаптова, проблемы, возникшие с получением средств, вызвали целую волну негативных откликов от родителей, передает корреспондент «БалтИнфо».
Аппарат омбудсмена обратился по этому поводу в прокуратуру. В результате был получен ответ, что законодательная нестыковка будет изменена. В ближайшее время этот вопрос рассмотрит Госдума.
«Конечно, не должно быть так, чтобы документы для получения пенсий проходили через органы опеки. Пока эта процедура остается, но ее упростили», – отметила Агапитова.
Напомним, из-за изменений в законодательстве для того, чтобы снять переведеную пенсию ребенка-инвалида со счета, мамам приходится обращаться в органы опеки, где им должны выдавать специальные разрешения. В результате они столкнлись с огромными очередями, сбором документов и отчетами перед социальными службами, которые стали для них унизительной процедурой.
Эта ситуация стала поводом для обращения в суды. В некоторых регионах были вынесены решения в пользу родителей.

Мы можем.Ру
Люди перестали бояться слова «дети-инвалиды»

Новые проекты, основные проблемы, а также достижения и неудачи в работе улучшению жизни «особых» детей в Санкт-Петербурге представители властных структур и некоммерческих организаций обсудили вчера на круглом столе в «Зеленой лампе». Там побывала корреспондент «Мы можем.Ru» Светлана Щелокова.
«В городе проживает 14 тысяч детей инвалидов, семьи которых испытывают огромные трудности в повседневной жизни». Этими словами открылось первая встреча в ряду мероприятий, на которых еще не раз обсудят возможности интеграции «особых детей» в обществе.
Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике Петербурга, охарактеризовал общую ситуацию. По его мнению, механизм реакции на обращения семей «тяжелый, неоперативный, неразворотливый». Кроме того, средств, выделяемых бюджетом, недостаточно для решения всех проблем. «У нас есть мечта – чтобы бюджет стал пропорциональным» — заметил председатель.
По словам экспертов, отношение общества к детям с ограниченными возможностями изменилось за последние несколько лет. «Люди перестали бояться слова «дети-инвалиды» — заявила Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ.
Сегодня деятельность по улучшению качества жизни «особых» детей можно оценить по работе программ «Безбарьерная среда», «Дети-инвалиды». В их рамках 20 процентов школ города стали открыты для детей с ограниченными возможностями, 300 семей получили специальное компьютерное оборудование. В городе также действуют 57 коррекционных учреждений, а недавно после длительного ремонта открылось здание Института раннего вмешательства на улице Чехова.
Но, несмотря на успешные аспекты, каждый эксперт уделил внимание конкретной проблеме, и в результате сложился серьезный список нерешенных вопросов, касающихся жизни детей с ограниченными возможностями в Петербурге.
В этот список попали: недостаток специальных центров по работе с детьми-инвалидами, отсутствие необходимого оборудования в образовательных учреждениях, недостаток в новых технологиях, низкий уровень заработной платы сотрудников домов ребенка, сложность процедуры оформления инвалидности.
«За 9 месяцев 18 процентов детей, впервые отправленных на медико-социальную экспертизу, не были признаны инвалидами» — заявила Елена Кароль, исполняющая обязанности главного эксперта по МСЭК.
Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в нашем городе, отметила, что за последние полтора года зарегистрировано около ста обращений, связанных с предоставленем жилья семьям с детьми-инвалидами. Кроме того, обращаются и по поводу выплаты пособий.
Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ, указала на отсутствие здравого смысла в оформлении проектных документов: «Как утонуть в море бумаг и не потерять ребенка?». При этом она отметила положительные результаты работы федеральной программы «дети-инвалиды», в ходе работы которой 300 семей были обеспечены специальным компьютерным оборудованием.
Направления, в которых, по мнению экспертов, необходимо усиленно работать, — безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями, инклюзивное образование и создание института замещающих семей. Один важный проект уже намечен: В Петербурге планируется создать Центр лечебной педагогики.

ИА Регнум
Петербургские НКО: Пора обратить внимание на самых тяжелых детей-инвалидов

Санкт-Петербург ставит своей целью обеспечить доступную среду для инвалидов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 26 октября, на открытии конгресса “Человек и его здоровье” заявил губернатор города Георгий Полтавченко. Читать далее

ИМА-ПРЕСС
«Зеленая лампа» осветила проблемы детей с инвалидностью

В пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялся круглый стол, посвященный вопросам повышения качества жизни детей-инвалидов и их родителей. В работе приняли участие:

председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга – Александр Ржаненков;
Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге – Светлана Агапитова;
главный специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Артамонова;
и.о. главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Санкт-Петербургу» – Елена Кароль;
Президент Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» Маргарита Урманчеева;
Научный руководитель Института раннего вмешательства Елена Валерьевна Кожевникова;
президент Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда «Родительский мост» Марина Левина.


Александр Ржаненков отметил, что сделан большой шаг в сторону детей с инвалидностью, но нужны глобальные перемены в этой сфере. При этом никак не обойтись без негосударственных организаций. «Это политика руководства нашего города», подчеркнул председатель соцкомитета.

Светлана Агапитова обозначила основной спектр проблем детей имеющих инвалидность. Большинство обращений в адрес Уполномоченного связаны с необеспеченностью особых детей положенными жилищными условиями. Но помимо частных есть и более массовые вопросы, требующие решения.

Одна из них – инклюзивное образование – возможность детям с инвалидностью обучаться в школах с обычными детьми. Для его внедрения не хватает многого, от подготовки специалистов и тьютеров до безбарьерной среды в образовательных учреждениях.

«В 50% наших школ есть только пандус или аппарель, чтобы попасть в школу, – сказала Светлана Агапитова. – И все – на первом этаже образование заканчивается».

К числу нерешенных, Уполномоченный отнесла и лекарственное обеспечение детей с редкими генетическими заболеваниями. Пока снимаются только острые случаи и то за счет средств Комитета по соцполитике, а не при участии Комитета по здравоохранению.

«Только в этом году начались положительные изменения в организации образования детей с умственной отсталостью, – рассказала Светлана Агапитова. – До этого момента вопрос, по сути, не решался».

Как положительное достижение детский Уполномоченный отметила систему районных центров реабилитации детей-инвалидов. Однако, программы реализующиеся в них не отвечают интересам родителей особых детей. Они все равно вынуждены находится целый день рядом, и не имеют возможности освободиться хотя бы на время. Кроме того, после прохождения курса реабилитация прекращается, а по мнению специалистов этот процесс должен быть непрерывным.

Светлана Агапитова считает, что необходима единая концепция сопровождения ребенка – инвалида от рождения в институте раннего вмешательства– через интеграционный детский сад –до окончания инклюзивной школы. Также назрела необходимость создания в Петербурге Центра лечебной педагогики. Подобные центры уже давно и успешно работают в Москве и Пскове. Только такой подход сможет облегчить жизнь особенным детям и их родителям.

К сожалению, многие дети со множественными нарушениями не имеют на данный момент возможности получать образование, впрочем, так же как и те, кто имеет среднюю и тяжелую умственную отсталость.

Каждый из специалистов, участвующих в круглом столе, рассказал о своем взгляде на обозначенные проблемы. Александр Ржаненков подвел итог заседанию, сказав, что наряду с комплексной региональной программой сопровождения детей инвалидов, нужна и движущая сила на уровне национального проекта по поддержке этой категории наших граждан.


Метки: ,

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна