14.06.2011

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Пресс-конференция «О приостановке работ, угрожающих целостности Василеостровского трампарка, признанного на федеральном уровне объектом культурного наследия»

14 июня 2011 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский переулок, 3) прошла пресс-конференция, посвященная судьбе Василеостровского трамвайного парка.

6 июня Министерством культуры РФ принят полный комплект документов, необходимых для включения в государственный реестр ансамбля Василеостровского трампарка в качестве памятника федерального значения.

С этого дня, в соответствие с п.12 статьи 18 Федерального закона № 73, данный выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране. Как разъясняет Петербургское отделение ВООПИиК, отныне (согласно п.4 ст.52 ФЗ № 73) любые проектные, земляные, строительные и прочие работы здесь требуют согласования с государственными органами охраны. При этом исторический трамвайный парк может использоваться только при условии обеспечения неизменности облика и интерьеров этого уникального объекта.

Ранее КГИОП оставил под охраной лишь половинки старинных депо (трех так называемых «полусараев»), согласовав оплаченную инвестором экспертизу. Сохранение зданий депо в полном объеме мешало реализации проекта венгерской компании TriGranit.

Петербургское отделение ВООПИиК инициировало проведение альтернативной государственной экспертизы. Ее провела Татьяна Кудрявцева – государственный эксперт, член ИКОМОС, доцент МАрХи, член федерального научно-методического Совета Минкультуры РФ. Новая экспертиза пришла к выводу:

«Все исторические объекты недвижимости, сохранившиеся на исторической территории Василеостровского трамвайного парка, представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры, являющиеся свидетельством эпохи позднего капитализма Российской империи (памятниками), а в совокупности могут быть по праву названы ансамблем, то есть объектом культурного наследия федерального значения».

Согласно заключению экспертизы, границы территории объекта культурного наследия практически соответствуют исторической территории трамвайного парка. Внутри нее располагаются и трамвайные пути. Таким образом, начатый недавно демонтаж рельсовых путей и контактной сети является незаконным. Такие действия могут быть квалифицированы по статье 243 УК РФ, полагают в Петербургском отделении ВООПИиК.
ВООПИиК письменно уведомил прокурора города Сергея Зайцева о том, что ансамбль Василеостровского трампарка с 6 июня охраняется государством, настаивая на применении незамедлительных мер по приостановке незаконных работ, наносящих ущерб выявленному объекту культурного наследия. Градозащитники требуют привлечь виновных в производстве этих работ лиц к уголовной ответственности и не допустить посягательств на целостность и сохранность памятника, предотвратив возможное причинение ущерба национальному достоянию при реализации проекта «Дворец Искусств».

В пресс-конференции приняли участие:
- Маргарита Штиглиц, сопредседатель Петербургского отделения ВООПИиК;
- Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК;
- Виктор Туралин, архитектор, представитель общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт»;
- Алексей Ковалев, член Президиума Петербургского отделения ВООПИиК, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
- Евгений Гостев, главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей.

По итогам мероприятия:



Эхо Петербурга
Трамвайный парк на Васильевском острове получит статус «выявленного объекта культурного значения»

В правительство Петербурга в ближайшие дни должно поступить уведомление Министерства культуры, касающееся трамвайного парка на Васильевском острове. Как объяснил журналистам депутат Законодательного Собрания Петербурга Алексей Ковалев, в уведомлении должно быть написано, что трампарк стал «выявленным объектом культурного значения». По словам Ковалева, новый статус объекта накладывает на собственника – правительство Петербурга – обязанность сохранить как внешний облик, так и интерьер трампарка. Депутат подчеркнул, что соответствующее уведомление Минкульта должно поступить собственнику в течение семи дней с момента утверждения нового статуса объекта. Срок истекает сегодня.
«Конечно, Министерство может и нарушить этот срок, тем более вопрос для них этот новый. Надеюсь, что в ближайшие дни такое уведомление Министерства поступит. Если нет – тогда мы будем принимать меры в порядке прокурорского надзора, судебные – чтобы Министерство исполнило свои функции», – заявил Ковалев.
Напомним, трамвайный парк на Васильевском острове может до осени текущего года получить статус памятника федерального значения. Решение о включении трампарка в федеральный реестр памятников может принять либо премьер-министр Владимир Путин, либо кто-то из первых вице-премьеров. В случае, если федеральные власти «откажутся» от объекта, трампарк может быть включен в региональный список памятников.

ИА «Регнум»
Петербургкий депутат: Василеостровский трамвайный парк практически не охраняется»

Охрана Василеостровского трамвайного парка, признанного Министерством культуры России объектом культурного наследия, сейчас находится “в руках лиц, которые хотят его уничтожить”. Так ответил сегодня, 14 июня, на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, кто отвечает за сохранность памятника, член Президиума Петербургского отделения ВООПиК, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев.
Архитектор, представитель общественной организации “Петербуржцы за общественный транспорт”, Виктор Туралин сказал, что “территория очень большая и из-за подвешенной ситуации она практически не охраняется, в принципе, на эту территорию может войти любой”.
Ковалев напомнил, что статус вновь выявленного объекта культурного наследия был принят 6 июня 2011 года и подчеркнул, что в семидневный срок Министерство культурыРФ должно принять решение о признании или не признании объекта федеральным объектом культурного наследия “Василеостровский трамвайный парк”. “Решение по всем срокам должно быть принято сегодня, так как именно сегодня с учетом праздников истекают семь дней с момента принятия решения”, – сказал он – Если федерация откажется от принятия объекта под федеральный контроль, то это не является причиной для того, чтобы этому объекту не был придан статус памятника Санкт-Петербурга”.

БалтИнфо
Трамвайный парк на Васильевском острове ждет решения Путина

Санкт-Петербург, 14 июня. Трамвайный парк на Васильевском острове может до осени текущего года получить статус памятника федерального значения. Такое мнение сегодня журналистам высказал депутат Законодательного Собрания Петербурга Алексей Ковалев, передает корреспондент «БалтИнфо».
По словам Ковалева, решение о включении трампарка в федеральный реестр памятников может принять либо вице-премьер Владимир Путин, либо кто-то из первых вице-премьеров.
Напомним, неделю назад Министерство культуры, по итогам государственной экспертизы, подготовило документы для включения парка в реестр памятников федерального значения.
До включения объекта в федеральные списки трампарк охраняется в полном объеме. Собственник объекта – правительства города – обязано выполнять закон: если там хотя бы один кирпич вынут – это нарушение уголовной статьи 243», – пояснил Ковалев.
Между тем, правительство РФ может отказать во включении трампарка в федеральный реестр. По словам депутата, такое решение «не препятствует включению объекта в региональные списки».
«Если Путин откажет – а я все же надеюсь, что у него как у ленинградца есть понимание культурной значимости трамвайного парка – аналогичные документы будут отправлены на региональный уровень, – заявил Ковалев. – Хотя мне кажется, что объект имеет общероссийское значение: это первый трамвайный парк России, остальные преобразовывались из депо для конки».
Напомним, ранее КГИОП согласовал инвестпроект, согласно которому большая часть зданий и мастерских в трамвайном парке на Васильевском острове подлежали сносу.

БалтИнфо
Минкультуры уведомит город о новом статусе трампарка на Васильевском

Санкт-Петербург, 14 июня. В правительство Петербурга в ближайшие дни должно поступить уведомление Министерства культуры, касающееся трамвайного парка на Васильевском острове. Как объяснил журналистам депутат Законодательного Собрания Петербурга Алексей Ковалев, в уведомлении должно быть написано, что трампарк стал «выявленным объектом культурного значения».
По словам Ковалева, новый статус объекта накладывает на собственника – правительство Петербурга – обязанность сохранить как внешний облик, так и интерьер трампарка.
Депутат подчеркнул, что соответствующее уведомление Минкульта должно поступить собственнику в течение семи дней с момента утверждения нового статуса объекта. Срок истекает сегодня.
«Конечно, Министерство может и нарушить этот срок, тем более вопрос для них этот новый. Надеюсь, что в ближайшие дни такое уведомление Министерства поступит. Если нет – тогда мы будем принимать меры в порядке прокурорского надзора, судебные – чтобы Министерство исполнило свои функции», – заявил Ковалев.
Напомним, трамвайный парк на Васильевском острове может до осени текущего года получить статус памятника федерального значения. Решение о включении трампарка в федеральный реестр памятников может принять либо вице-премьер Владимир Путин, либо кто-то из первых вице-премьеров. В случае, если федеральные власти «откажутся» от объекта, трампарк может быть включен в региональный список памятников.

БалтИнфо
Трамвайный парк на Васильевском оказался почти без охраны

Санкт-Петербург, 14 июня. Трамвайный парк на Васильевском острове, который в этом году могут включить в федеральный реестр памятников культуры, в данный момент остался почти без охраны. Об этом сегодня журналистам рассказал представитель общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт» Евгений Туралин, передает корреспондент «БалтИнфо» с места события.
По словам Туралина, проблема связана с тем, что трампарк занимает достаточно большую территорию: та ее часть, которая была «добавлена» к объекту в советское время, находится в состоянии разрухи. Там демонтированы трамвайные пути, на территорию нередко проникают «неблагонадежные элементы». «Охранять всю территорию очень тяжело», – признался Туралин.
По мнению депутата Законодательного Собрания Петербурга Алексея Ковалева, в охрану трампарка должен «вложиться» город – как собственник объекта.
«Нужны большие деньги на ограждение и сигнализацию, – пояснил Ковалев. – Я буду требовать, особенно через органы прокуратуры, охраны этих зданий и особенно музея городского транспорта. Пока все это охраняется как производственный объект. Общественность тоже должна следить за этим делом».
Напомним, неделю назад Министерство культуры по итогам государственной экспертизы подготовило документы для включения трампарка в реестр памятников федерального значения. Соответствующее решение может быть принято уже этой осенью.

БалтИнфо
Демонтаж путей в трампарке на Васильевском идет «по закону» – градозащитник

Санкт-Петербург, 14 июня. В настоящий момент в трамвайном парке на Васильевском острове, который в этом году могут включить в федеральный реестр памятников, идет демонтаж путей. Однако, как пояснили сегодня журналистам градозащитники, «предметом охраны» пути, в отличие от трампарка в целом, не являются.
Как передает корреспондент «БалтИнфо», часть контактной сети на территории трампарка будут заменять либо реконструировать.
«Речь об уничтожении путей не идет, – подчеркнул представитель общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт» Виктор Туралин. – В первом корпусе трампарка действительно сейчас заменяют пути. На исторической территории объекта пока никаких существенных действий не ведется и не предполагается».
Напомним, неделю назад Министерство культуры, по итогам государственной экспертизы, подготовило документы для включения парка в реестр памятников федерального значения
Ранее КГИОП согласовал инвестпроект, согласно которому большая часть зданий и мастерских в трамвайном парке на Васильевском острове подлежали сносу.

100 ТВ
Трамвайный парк – памятник федерального значения?

Василеостровский трамвайный парк – яркий образец промышленной архитектуры начала 20 века – станет памятником федерального значения. Весь комплекс документов для включения его в реестр уже передан в Министерство культуры России. И до принятия окончательного решения в нем нельзя вести никакие работы. А это в том числе значит, что планируемый рядом Дворец искусств придется переносить.
Новая стройка предполагала разрушение трех из шести трамвайных ангаров. Чтобы доказать историческую и архитектурную ценность первого в России трамвайного депо, пришлось заказывать государственную экспертизу. Причем заказчиками выступило не правительство Санкт-Петербурга, а общественная организация. Градозащитники считают эти новости маленькой победой.
Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК:
«Невозможна разборка, снос этих строений, угроза была в том, чтобы три неохраняемых половинки должны были разобрать. Теперь проект неизбежно придется отодвинуть от исторических трамвайных депо».
Напомним, что однажды Василеостровский парк уже пытались сделать памятником федерального значения, в начале 2000-х. Но тогда его из реестра убрали, а под охраной, правда, региональной, оставили лишь половину ангаров. Инженеры уверяют – частичный снос депо неизбежно приведет к разрушению остальных зданий. К тому же в парке существует действующий музей общественного транспорта, возможности его расширения абсолютно не учитывалось в предыдущем решении властей.

Строй ТВ
Общественность хочет использовать Василеостровский трампарк для музея

Здания трамвайного парка им.Леонова на Среднем пр.77, построенные в 1906-1915 гг., представляют не только архитектурную, но и культурно-историческую ценность, заявил в клубе «Зеленая лампа» заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПиК Александр Кононов. Он напомнил о том, что из одного из трех кирпичных ангаров выехал первый в Петербурге трамвай, и этот же трампарк в годы блокады использовался для грузовых вагонов, которые направлялись для расчистки путей для восстановления движения электротранспорта во всем городе.
В настоящее время в двух из трех ангаров размещены экспонаты Музея электротранспорта, находящегося на балансе ГУ «Горэлектротранс». «Это единственный музей такого рода в стране», – подчеркнул А.Кононов.
Как напомнила профессор ГАСУ Маргарита Штиглиц, идея совмещения музея с центром современного искусства обсуждалась в правительстве города еще в 2004 г. Однако тогда речь не шла о произвольном разделении исторических зданий и их частичном сносе, который предусматривает одобренный Градсоветом проект Дворца искусств компании Trigranit.
Архитектор Виктор Туралин, возглавляющий инициативную группу по защите Василеостровского трампарка, отмечает, что снос части исторических зданий при реализации проекта Trigranit оставил бы «без крова» больше половины экспозиции Музея электротранспорта, насчитывающий 65 единиц техники. В декабре 2010 г. В.Туралин презентовал собственный проект развития музея, включающий интерактивную экспозицию, центр профессиональной ориентации и даже центр обучения для инвалидов.
Высоко оценив проект В.Туралина, главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей Евгений Гостев отметил, что частичный снос исторических зданий нарушил бы прочность конструкций их оставшихся частей. По мнению специалиста, устройство музея во всем комплексе зданий наилучшим образом соответствует цели использования памятников по их историческому предназначению

Строй ТВ
Депутат Ковалев: Только новая экспертиза трампарка на Среднем пр. законна

Историко-культурная экспертиза зданий Василеостровского трамвайного парка на Среднем пр.77, проведенная доцентом Московского архитектурного института Татьяной Кудрявцевой, является единственной легитимной экспертизой этого объекта, заявил 14 июня в клубе «Зеленая лампа» депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член Совета по культурному наследию Алексей Ковалев.
Заключение ИКЭ, переданное в Министерство культуры 6 июня, признает все три промышленных здания-ангара для трамваев, построенные в 1906-1915 гг., объектом культурного наследия. Более того, Т.Кудрявцева в своем заключении рекомендует признать эти здания, как единый ансамбль, объектом культурного наследия федерального значения.
Как подчеркивает А.Ковалев, московский эксперт, к которой с просьбой о проведении ИКЭ обратилось петербургское отделение ВООПиК, является аттестованным государственным экспертом. Ранее проведенная ИКЭ, заказанная застройщиком – венгерской Trigranit и выполненная частной организацией, как считает депутат, ориентировалась на запросы застройщика.
В квартале между Средним пр., 19 и 22 линиями и Малым пр. Trigranit на условиях ГЧП реализует проект Дворца искусств, здание которого, согласно разработкам архитектурной мастерской Михаила Мамошина, предполагалось разместить со стороны Среднего проспекта, сформировав перед ним широкую площадь. При этом предусматривалось разделение земельного участка таким образом, что граница проходила посредине каждого из ангаров. В заключении ИКЭ, заказанной застройщиком, каждый ангар считался состоящим из двух «полусараев», хотя каждый из них был цельным строением. Как подчеркивает А.Ковалев, такое произвольное разделение земельного участка, равно как и зданий, противоречит нормам Земельного и Градостроительного кодексов.
Предложение Т.Кудрявцевой о внесении объекта в реестр памятников федерального значения может быть отклонено Минкультуры. «В этом случае заключение эксперта будет внесено в правительство Санкт-Петербурга с предложением о признании всех трех зданий объектом наследия регионального значения», — пояснил депутат. До принятия этого решения любые работы по демонтажу ангаров будут нарушением уголовного законодательства, предупреждает А.Ковалев. По его мнению, согласование вопроса может занять не менее полугода, а возможно, и больше, если заказчик, уже профинансировавший проектные работы, вместо корректировки проекта попытается оспорить заключение ИКЭ в суде.

Строй ТВ
Эксперт: Новый выход из «Спортивной» не заменит трамвайного движения

Проект строительства дополнительного выхода из станции метро «Спортивная» на Кадетской-1 линии Васильевского острова предполагает значительные затраты, считает главный специалист Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей Евгений Гостев. По его данным, несколько зданий вблизи проектируемого выхода из метро, в том числе церковь Св.Екатерины, уже имеют трещины, и их укрепление потребует дополнительных средств.
Создание дополнительного выхода из метро предназначено для улучшения транспортного сообщения на Васильевском острове. Одновременно предполагалось полное освобождение магистралей острова от трамвайных путей. По оценке инженера, строительство дополнительного моста для трамвайного движения обошлось бы дешевле, чем строительство тоннеля под Малой Невой для станции метро.
Точку зрения Е.Гостева разделяет депутат законодательного собрания Алексей Ковалев. Как рассказал депутат в клубе «Зеленая лампа», он неоднократно обращался в правительство города с предложением отказаться от проекта нового выхода из метро «Спортивная».

Piter.tv
Защитники исторического облика Петербурга вновь пытаются спасти трамвайный парк на Васильевском острове

Министерство культуры России уже подготовило документы о включении парка в реестр памятников федерального значения.
Это значит, что отныне все работы на объекте-памятнике должны вестись только после согласования с городским комитетом по охране памятников.

Напомним, что ранее КГИОПом уже был согласован проект, по которому значительная часть построек трамвайного парка подлежала сносу. Одна из зарубежных компаний, выигравших тендер, уже даже начала разборку трамвайных путей.

Теперь, после решения Министерства культуры, трамвайный парк наконец-то признан выявленным памятником архитектурного наследства. Отныне это единый ансамбль петербургской промышленной архитектуры, и, по мнению защитников города, все кто на него покушаются должны быть привлечены к уголовной ответственности.

Однако, компания, занимающаяся сносом зданий в трамвайном парке, так просто сдаваться не собирается, ссылаясь на то, что ранее тот же КГИОП подписал все необходимые согласования.

Вся надежда на то, что вскоре парк станет памятником федерального значения. Это решение должен принять премьер-министр Владимир Путин или один из первых вице-премьеров.
До включения объекта в федеральные списки трампарк охраняется в полном объеме. Собственник объекта – правительства города – обязано выполнять закон: если там хотя бы один кирпич вынут – это нарушение уголовного законодательства, –

сказал один из последовательных защитников исторического облика Петербурга депутат городского Законодательного собрания Алексей Ковалев.

Если вдруг правительство откажется включить памятник в федеральный реестр, добавил Ковалев, остается надежда на региональные «охранные грамоты».
Если Путин откажет – а я все же надеюсь, что у него как у ленинградца есть понимание культурной значимости трамвайного парка – аналогичные документы будут отправлены на региональный уровень. Хотя мне кажется, что объект имеет общероссийское значение: это первый трамвайный парк России, остальные преобразовывались из депо для конки – сказал депутат.

Вечерний Петербург
Трампарку-памятнику дали шанс выжить

НИКАКИХ “ДВОРЦОВ” НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ НЕ БУДЕТ
Самый первый трампарк России – на Среднем проспекте – может быть сохранен для истории. Поэтапная угроза его уничтожения вначале проектом “Телефабрики”, затем “Дворцом искусств” с гостиничным комплексом, кажется, миновала. Старинные депо начала XX века получили статус “выявленных объектов культурного значения” после того, как 6 июня Министерство культуры РФ приняло полный комплект документов, необходимых для включения в государственный реестр ансамбля Василеостровского трампарка в качестве памятника федерального значения.
– Эта карта не туз, это джокер. Даже если у застройщиков уже есть разрешение на строительство, она все побивает, – образно характеризует ситуацию депутат Законодательного собрания Петербурга от василеостровцев Алексей Ковалев, известный градозащитник.
Он поясняет: теперь любые работы на памятнике должны быть остановлены. Ясность с тем, каков будет его статус – федерального памятника либо регионального, – наступит после ряда министерских согласований. Раньше осени мы вряд ли о них услышим.
– Я буду требовать через органы прокуратуры, чтобы город включился в охрану трампарка, в том числе расположенного в нем ведомственного музея, пока охраняемого лишь в качестве производственного объекта, – заявил депутат Ковалев.
Это требование тем более актуально, что сейчас город официально считает малоценными почти половину экспонатов этого музея – спецкомиссия комитета по культуре назвала достойными музеефикации всего 37 из 65 старинных и старых трамваев и троллейбусов Петербурга – Петрограда – Ленинграда.
Автор: Алла Дмитриева

Новая газета в Санкт-Петербурге
Василеостровский трампарк получил защиту в Москве

ИА Регнум
Петербургские депутаты поддержали градозащитников в борьбе за музей электрического траспорта

БалтИнфо
Депутаты Петербурга попросили губернатора спасти коллекцию Музея электрического транспорта

Недвижимость и строительство Петербурга
Федеральные полусараи

Большой каталог недвижимости
Трамвай Нежелание


Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна