08.06.2011

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?»

8 июня 2011 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский переулок, 3) состоялся круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?».

Этой встречей мы продолжаем серию «круглых столов» по обсуждению проекта Закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга». Текст законопроекта размещен на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре.

Будут ли улицы и дворы нашего города чистыми, свободными от луж и снега? Ответ на этот вопрос зависит не только от активности «дворников» – коммунальных служб и нанимаемых ими подрядчиков, но и от того, как спроектированы городские кварталы. Возводя новые здания, застройщики полагаются на городские службы в обеспечении санитарной очистки новых городских территорий: водоотведения с улиц, уборке снега, противогололедной обработке, а также в удалении бытовых и опасных отходов. Однако плотная застройка порождает незапланированные нагрузки, а разреженная – удорожает коммунальные расходы за счет увеличения протяженности сетей и маршрутов специального транспорта.
Возможность недорогого и эффективного обслуживания проезжей части улиц, тротуаров, внутриквартальных проездов и скверов закладывается на стадии планировки территорий. Проектировщикам, которые выполняют эту работу, необходимы надежные данные о том, какими должны быть улицы и дворы, чтобы их можно было обслуживать, какое количество современной техники для этого необходимо, и сколько места займут стоянки для ее хранения.
Все эти параметры должны найти отражение в Региональных нормативах градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.

Наш город очень разнообразен: в нем есть и районы с многоэтажной и высотной застройкой, и кварталы таунхаузов, и коттеджная застройка, и даже садоводства. Знаем ли мы, какими должны быть параметры градостроительного проектирования для того, чтобы обеспечить достойное качество городской среды для всех петербуржцев – вне зависимости от района проживания?

Участники встречи:
- Вадим Валентинович Мизюкин, начальник отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга;
- Константин Николаевич Давыдкин, директор СПб ГУ дорожного специализированного предприятия «Курортное»;
- Николай Александрович Страшнов, директор ОАО «Коломяжское»;
- Александр Семенович Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ;
- Игорь Валентинович Бабанин, руководитель проекта «Гринпис России» по эффективному использованию ресурсов;
- Андрей Игоревич Кожинов, коммерческий директор Санкт-Петербургской экологической компании СПЭК.

Напомним, что в ходе обсуждения проекта Закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга», организованном Центром экспертиз ЭКОМ и пресс-клубом «Зеленая лампа», уже состоялись дискуссии о доступности городской среды для маломобильных групп населения и пешеходов, о влиянии РНГП на развитие общественного транспорта и улично-дорожной сети, о связи РНГП и качества жизни горожан. В дискуссиях приняли участие специалисты-градостроители, представители профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания, представители общественных организаций.

По итогам мероприятия:



100 ТВ
Чистый Петербург не предусмотрен в бумагах

Эксперты обсудили законопроект о региональных нормативах градостроительного проектирования и пришли к неутешительным выводам. По словам экологов, место и условия для утилизации мусора должны закладываться в план еще на раннем этапе его разработки. В противном случае, через несколько лет выясняется, что машинам Спецтранса приходится везти снег и отходы на полигон через весь город. Нынешняя редакция документа также не позволяет проектировщикам отталкиваться от каких-то четких параметров. Особенно в том, что касается систем водоотведения и санитарной очистки территории.

Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ:
«Должны быть снегоприемные пунктов со снегоплавильной установкой – 0,001 га на 1 тысяч кубических метров снега в год. Попробуйте на этом основании что-нибудь спланировать. У меня возникает сразу куча вопросов. На какую территорию выпадает эта тысяча кубометров в год? Где должна быть установлена снегоплавильная установка?»

StcTV
Все чище и чище?

В пресс-клубе «Зелёная лампа» состоялся круглый стол на тему «Можно ли спроектировать чистый город?» Этой встречей сотрудники клуба продолжали серию «круглых столов» по обсуждению проекта закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга».

Изначально в рамках круглого стола участники собирались обсудить выдержки из законопроекта, но в итоге разговор ушел в другое русло. Говорили о том, кому и как бороться со снегом; как вывозить мусор из застроенных районов и как правильно проектировать городские кварталы, чтоб не возникало подобных проблем.
Приглашенные гости, в лице директоров уборочных компаний, сразу поблагодарили «Зеленую лампу» и журналистов за проведение такой встречи: «Очень хорошее, что такое мероприятие проходит именно в данный момент, летом, а то получается, журналисты несправедливо яростно критикуют нашу работу только 3 месяца из 9, а мы занимаемся не только уборкой снега, но и содержанием дорог, уборкой мусора и многим другим. Конструктивная критика в спокойной, ненаэлектризованной обстановке поможет сделать наш город еще чище» – сказал Никалай Страшнов директор ОАО «Коломяжское».
И действительно проблемы заснеженности и замусорености города – комплексные, их решения зависят не только от уборщиков, но и от жителей. А сегодня, получается, каждый думает только о себе, дворы заставлены машинами и в итоге уборка или же вывоз мусора становится невозможным. Но в результате, конечно же, все критикуют убирающие компании.
Но в первую очередь необходимо развивать инфраструктуру самих компаний. «За последние 25 лет не было построено, ни одного нового мусорного полигона, ни установлено ни одной снегоплавильной установки, а ситуация в городе кардинально изменилась, город расширился», – сетует Константин Давsдкин, директор ГУДСП «Курортное». Инфраструктура же должна созидаться на деньги компаний, а они в свою очередь действуют за счет субсидий, выделяемых из городского бюджета. То есть что израсходовал, то тебе и вернули. Какое уж тут строительство?!
Подводя итоги круглого стола, участники все-таки решили обратиться к тексту закона и единогласно решили, что нормативы, указанные в нем, не имеют никакой связи с реальностью. Но успели заверить журналистов, что закон еще находится в разработке, и пока не успел попасть на рассмотрение в ЗакС. «Самое простое, что можно сделать с этим законом, это описать его юридическим языком», – говорит Александр Карпов, директор центра экспертизы ЭКОМ. «Потому что на данный момент конкретных понятий, что есть тротуар, что есть двор, что есть парковая зона, не существует, поэтому и как распределять ответственность за соответствующие зоны – не понятно».
В общем, теперь осталось проследить, как долго наши законотворцы будут в юридических терминах описывать различие между бордюром и поребриком.
Автор: Артем НОСЫРЕВ

Регнум-Балтика
Летом петербургские чиновники задумались о снеге

Для полного качественного сбора снега в Санкт-Петербурге необходимо выделение 240 га территории города. Как сообщает сегодня, 9 июня, корреспондент ИА REGNUM, такое мнение высказал 8 июня на Круглом столе в Санкт-Петербурге, посвященном уборке города, начальник отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Вадим Мизюкин.
Мизюкин отметил, что 16 га необходимы для оборудования снегоплавильных комплексов, еще 224 – для временных пунктов сбора снега. Пока же, по словам чиновника, снегоплавильные комплексы в городе занимают площадь лишь 2 гектара – один в центре, на Обводном канале, другой – в Приморском районе. Главной проблемой, которая мешает качественной уборке города, по мнению участников Круглого стола, являются недостатки законодательства и устаревшие ГОСТы и нормативы. Так, по уборке снега, действует ГОСТ 1993 года, где прописано требование убирать снег до асфальта, тогда как тротуары могут остаться со снежным покровом, отмечают специалисты.
В числе необходимых действий, которые необходимо провести в Санкт-Петербурге, руководитель проекта “Гринпис России” по эффективному использованию ресурсов Игорь Бабанин назвал внедрение раздельного сбора мусора, полный запрет на строительство мусоросжигательных заводов и запрещение мусоропроводов в новостройках. Также эксперты отметили необходимость скорейшего введения новых нормативов по уборке Санкт-Петербурга.

Строй-ТВ
Градозащитникам удалось отложить принятие региональных нормативов градостроительного проектирования

Градозащитники на встрече с представителями администрации попросили отложить внесение в Законодательное Собрание законопроекта «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга». Они полагают, что сначала необходимо провести конференцию, на которой специалисты могли бы обсудить существующие проблемы и выработать свои предложения по данному вопросу. Предложение градозащитников в итоге было принято, его реализация возложена на вице-губернатора Романа Филимонова. Об этом заявил директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
По его мнению, предложенный Комитетом по градостроительству и архитектуре законопроект носит слишком общий и абстрактный характер. В нем не учтена разница между районами города, не может быть единого норматива территорий с разной плотностью населения. Здесь следует обратиться к специалистам, которые разработают отдельные проектные решения для территорий загородного домостроения, малоэтажных кварталов и районов с небоскребами.

Строй-ТВ
«Гринпис России» против мусоросжигательных заводов под Петербургом

Необходимо запретить строительство мусоросжигательных заводов под Петербургом. Поскольку они негативно повлияют на экологическую обстановку и к тому же крайне дорого обойдутся для городского бюджета. Об этом заявил руководитель проекта «Гринпис России» по эффективному использованию ресурсов Игорь Бабанин.
По его мнению, городские власти могли бы решить имеющиеся проблемы с помощью программы селективного сбора мусора. Но пока не хватает инфраструктуры, такому городу как Петербург нужно около 80 гектар под мусоросортировочные комплексы, на данный момент общая площадь таких объектов всего 4 гектара. Еще одним полезным шагом «Гринпис России» считает отказ от мусоропроводов, уже сейчас в некоторых домах их заваривают, либо при сдаче нового здания просто не вводят в эксплуатацию.

Строй-ТВ
Эксперт: Городу нужна единая генсхема очистки от мусора и снегоуборки

Для Петербурга необходимо разработать единую генеральную схему очистки от мусора, отходов и снегоуборки. Вплоть до 1990 года она существовала, а затем функции вывоза мусора и уборки снега были отданы разным структурам, в итоге единая схема была разделена. Об этом на круглом столе «Можно ли спроектировать чистый город?» заявил директор ГУДСП «Коломяжское» Николай Страшнов.
Одной из важнейших проблем являются существенные пробелы при планировке новый жилых районов, проектировщики часто не задумываются о том, как будет осуществляться уборка территорий. В итоге возникают сложности с проездом спецтранспорта, не хватает гидрантов для воды. Он добавил, что только в последние годы на средства города была приобретена необходимая техника, ранее предприятие изыскивало деньги на это из своего скудного бюджета.

Большой каталог недвижимости
Петербург ищет новые эко-стандарты

В пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялся круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?». Участники встречи обсудили проект закона «О нормативах градостроительного проектирования» в свете экологических норм строительства

Законопроект «О региональных нормах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» включает в себя статью, нормирующую расчетные показатели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Говоря простым языком, речь идет о нормах проектирования контейнерных площадок, об их оснащении, о возможностях перемещения уборочной техники во внутридворовом пространстве, а также о создании пунктов приема мусора и снега. Чистота улиц от снега и луж зависит не только от коммунальных служб, но и от того, как спроектированы жилые кварталы города.
Новые жилые кварталы, а тем более уплотнительная застройка, серьезно повышают нагрузку на городскую сеть по санитарной обработке. Девелоперы часто полагаются на городские службы в обеспечении водоотведения, уборке снега, противогололедной обработке, удалении бытовых отходов. Однако возможность недорогого и эффективного обслуживания улиц, тротуаров, внутриквартальных проездов и дворов можно заложить на стадии планировки территории. «Девелоперы часто проектируют дома, не задумываясь о том, как будет проводиться уборка территории. И коммунальным службам приходится подстраиваться под существующую застройку», – отмечает Николай Страшнов, директор ГУДСП «Коломяжское».
Проектировщикам, которые выполняют эту работу, необходимы надежные данные о том, какими должны быть улицы и дворы, чтобы их можно было обслуживать, какое количество современной техники для этого необходимо и сколько места займут стоянки для ее хранения. Все эти параметры должны найти отражение в Региональных нормативах градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.

Что такое улица?
В обсуждении статьи, регламентирующей экологические нормы строительства, приняли участие представители Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, Центра экспертиз ЭКОМ, муниципальных образований, а также «Гринпис России».
По мнению экспертов-участников круглого стола, прежде чем устанавливать нормативы, необходимо понять два принципиальных момента: как должны выглядеть общественные территории (скверы, дворы, улицы), чтобы их было легко убирать, и где и какой площади должны быть места для проведения уборки во дворах и на улице.
«Необходимо прописать юридическим языком понятие “улица”, сейчас все можно трактовать по-разному – где заканчивается тротуар, где внутриквартальная дорога, и так далее», – отмечает Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ. Кроме этого, эксперты настаивают на уточнении и закреплении на законодательном уровне перечня объектов, которые могут размещаться на городских улицах. «Сейчас на улице прокладываются все инженерные сети – все службы стремятся заложить свои сети в дороги. Кроме того, на улицах паркуется громадное количество машин. Улицы нужны для того, чтобы ездить и ходить по ним», – возмущается Константин Давыдкин, директор СПб ГУДСП «Курортное».
Однако определения идеальной планировки для квартала, улицы, двора не смогут полностью избавить Петербург от коммунальных проблем. «Наш центр – это большой каменный мешок, в котором не предусмотрены удобные въезды для уборочной техники, и изменить такое положение дел мы не в силах. По сути, все нововведения будут касаться только новых районов массовой застройки», – комментирует Вадим Мизюкин, начальник отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Одно из возможных решений вопроса эксперты видят в максимальной разгрузке центра города. «Сегодня вся деловая и культурная жизнь города сосредоточена в центре Петербурга – 80% офисов, развлекательных и торговых центров находится в центре города. При проектировании исторической части, конечно, никто не мог учесть такого количества человек, эксплуатирующих здания», – отмечает Константин Давыдкин.
Экологические стандарты в России обкатываются на новых проектах, подтвердил Андрей Кожинов, коммерческий директор Санкт-Петербургской экологической компании СПЭК. По его словам, эти стандарты сейчас разрабатываются на строительных проектах в Краснодарском крае, в частности, в столице Олимпийских игр-2014 – городе Сочи.

Грязная работенка
Сегодня в Петербурге, по признанию экспертов, нет достаточного количества полигонов для хранения отходов, а что еще важнее – нет заводов по переработке мусора. «От перемещения мусора отходы не исчезают. Для того чтобы улучшить экологические стандарты, необходимо все дворы оборудовать контейнерами для раздельного сбора мусора, который потом отправлять на переработку», – уверен Игорь Бабанин, руководитель проекта «Гринпис России».
Чтобы идея вторичной переработки заработала, необходимо устанавливать как минимум два контейнера – для органических отходов и для металла, пластика и бумаги, которые легко отделить друг от друга в процессе обработки. Также необходимо прекратить использование мусоропроводов. Кстати, как отметили участники встречи, жильцы часто самостоятельно отказываются от мусоропроводов, и дом только
выигрывает от этого. В Европе это давно принятая практика, которая дает неплохие результаты. Мусоросортировочные станции для такого крупного города, как Петербург, должны занимать не менее 80 га, считает Игорь Бабанин. Сегодня они занимают площадь в 4 га.
Уборка снега и противогололедная защита дорог – одна из самых животрепещущих тем в три зимних месяца. Как правило, летом об этом забывают. Эксперты круглого стола выразили мнение, что эту проблему также можно решить комплексно на законодательном уровне. «Необходимо конкретизировать, что и каким образом следует убирать зимой. К примеру, чистка дороги до асфальта, как это положено, сейчас иногда приносит обратный эффект – и становится очень скользко. Нужно определить, что мы чистим полностью, что оставляем, и чем мы можем нейтрализовать скользкую поверхность, чтобы это и было эффективно, и не повредило экологии», – сообщает Константин Давыдкин.
После уборки внутридворовой территории остро стоит вопрос утилизации снега. В 70-х годах, по воспоминаниям экспертов, были построены пирсы на набережной Невы для сброса снега. Однако позже от этого способа утилизации отказались. Сегодня снег приходится вывозить на значительные расстояния, что замедляет процесс уборки города и влечет за собой дополнительные затраты. «В Финляндии снег сбрасывают в Финский залив. Но важно отметить, что делают это не позднее 3-4 дней после осадков, чтобы снег не успел загрязниться. И никаких проблем с экологией», – комментирует Николай Давыдкин.

А конкретнее?
Все участники круглого стола в один голос отметили – в законопроекте не хватает конкретной информации, технических расчетов. «Базовые принципы экологических нормативов заложены, но на практике они могут трактоваться по-разному. У девелоперов будет возможность обойти эти нормы, требующие дополнительных затрат на строительство», – уверен Андрей Кожинов.
Законопроект содержит конкретные цифры только по минимальным расчетным показателям площади земельных участков, предусмотренных для размещения предприятий и сооружений по обезвреживанию, транспортировке и переработке твердых бытовых отходов и очистке Петербурга от снега.
Прописанные нормативы:
• полигоны и мусороперерабатывающие комплексы – 0,05 га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год;
• мусороперегрузочные и сортировочные станции – 0,04 га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год;
• снегоприемные пункты со снегоплавильной установкой – 0,001 га на 1 тыс. куб.м снега в год;
• снегоприемные пункты без снегоплавильной установки – 0,014 га на 1 тыс. куб.м снега в год;
• склады противогололедных материалов – 0,03 га на 1 тыс. тонн материалов в год.
Законопроект еще не попал на рассмотрение в Законодательное собрание Петербурга, и еще остается возможность внести в него необходимые изменения. Главное, чтобы администрация была готова к диалогу и мнения экспертов были вовремя услышаны.
Автор: Дарья Карамышева

газета “ПРОФЕССИЯ”
Где же прошлогодний снег?

Один грамотный проектировщик может заменить сотню дворников. Беда в том, что градостроители, создавая новые районы, все реже задумываются о том, где будут разворачиваться мусоровозы и куда они повезут свой груз. Не поможет и новый закон о проектировании Петербурга, который должен быть принят в этом году.
Профессионалы собрались за круглым столом, чтобы обсудить, как спасти Петербург от безбрежных луж и многометровых снежных заносов. Причем разговор об уборке снега произошел в разгар июньской жары, и участники искренне поблагодарили за это организаторов встречи – пресс-центр «Зеленая лампа».

Двенадцать месяцев

- Спасибо за то, что нас пригласили не когда выпал первый снег, не когда его уровень превысил 10 сантиметров, не когда наступил коллапс – тогда нас все вспоминают. Но в году 12 месяцев, а ругают нас только три – декабрь, январь и февраль, – посетовал директор государственного дорожного унитарно-транспортного предприятия (ГУДСП) «Коломяжское» Николай Страшнов.
Незаслуженная критика не единственная проблема работников спецтранса.
- Мы обслуживаем два района, в которых живет больше миллиона человек, у нас работает тысяча специалистов, но все обновления нам приходится производить за счет своих средств, этого явно недостаточно, мы третий год убираем город на одни субсидии. То есть нам возмещают только то, что мы затратили. Вопрос, как мы вообще еще живы? – выразил недоумение Николай Страшнов.
- До 90-х годов прошлого века в Ленинграде существовала генеральная схема уборки города. Потом срок ее действия истек, – напомнил директор ГУДСП «Курортное» Константин Давыдкин. – В то время я работал в главном управлении спецтранса и видел, как одна схема разделилась на две – по санитарной очистке и по уборке от снега. Сегодня нам снова необходима единая база, чтобы понять, какой техникой мы располагаем, какими новыми технологиями.

Какой идиот это планировал?

- Если перед горожанами поставить вопрос, как сделать Петербург чистым, первым ответом, конечно, будет: «Нужно больше дворников, специалистов по технической очистке территорий», признался Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Люди, которым я задавал этот вопрос, говорили об улицах и дворах, где мы живем, но есть и другие территории, которые проектируются. Сейчас в городе проходят публичные слушанья о планировке и межевании двадцати двух кварталов, которые принадлежат реновации. Там все будет перепланировано, но не будет ли там непроходимых луж осенью и непреодолимых сугробов зимой? Кто отвечает за это? Специалисты по уборке обычно говорят: «Какой идиот это планировал?»

Важнее обуви

Один из главных упреков, которые слышат люди, ответственные за состояние улиц, применение соли для уничтожения снега. Но, по мнению, руководителей ГУДСП, безопасность горожан важнее состояния их обуви.
И потом «соль применяют везде, где бывают отрицательные температуры. Без соли ни одна страна Северной Европы не обходится. Но только у нас есть закон, по которому дорога должна убираться до твердого покрытия», – поведал журналистам Константин Давыдкин.
Сравнение наших улиц с европейскими в принципе неправомерно.
- Взять ту же Европу – выпадает 10 сантиметров и Европа стоит 3-4 дня. Все к этому спокойно относятся, сами берут лопаты и разгребают. А у нас истерика. И это при том, что коллапса нет, мы не сорвали движения – по городу ходили и троллейбусы, и трамваи, – напомнил Николай Страшнов. Пришлось ему рассказать и об одном из самых популярных роликов прошло зимы: «Поймали какой-то трактор у Удельной, который стоит на опорах, а колеса крутятся, сжигают бензин, чтобы водитель потом отчитался, ролик по Интернету разошелся. Да нет у нас такой снегоуборочной техники! Там ковш, а у нас щетка!»

Круче, чем в Москве

Работа в спецтрансе не считалась престижной ни 40 лет назад – тогда в эту сферу заманивали бесплатным жильем, ни тем более теперь. Тем не менее, петербургские мусорщики гордятся своей профессией.
- Наш уборочный комплекс самый крепкий в России. У нас круче, чем в Москве! Хотя инженерных решений там на порядок больше, в этом мы отстаем на четыре года. А вот стержень у специализированных предприятий просто сумасшедший, – рассказал Николай Страшнов.
- У меня работает костяк, 50 человек. Для многих профессия водителя или ремонтника спецтранса фамильная – дети приходят вслед за отцами. Мы держимся за старые кадры, – с гордостью произнес Константин Давыдкин. – Я сам учился работать у фронтовиков, и главное, чему у них научился – порядочности.
При этом молодые люди тоже охотно возвращаются в ГУДСП «Курортное» и после армии и после технического университета, уже в качестве менеджеров.

Мы не найдем ответов
Поможет ли новый закон «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» обеспечить чистоту Петербурга? Эксперты выразили в этом сомнение.
- Только профессионал может ответить на вопрос, сколько и чего нужно. Мы можем сейчас сыграть в проектировщиков города, – предложил собравшимся Александр Карпов. – Представить, что вам нужно на основании пункта 5 статьи 21 региональных нормативов определить место для снегоприемных пунктов. Читаем норму: «одна тысячная гектара на одну тысячу кубометров снега в год». У меня сразу возникает вопрос, на какую территорию выпадает это количество снега? Откуда проектировщик должен взять данные о том, сколько снега падает на Санкт-Петербург? Мы не найдем ответов, если на практике попытаемся применить этот норматив.


Метки: , ,

Один отзыв на “Круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?»”

  1. MrAleks6778 пишет:

    Как профессионал своего дела честно скажу что нельзя в Неву снег кидать он в любом случае реагенты содержит, и свинец с проезжей части после ночного прометания и непристало Страшнову врать что трактор не его работал на Удельной -это машина Выборгской колонны из числа привлеченной техники за немалые деньги налогоплательщиков, которая должна пахать и пахать на зачистке круглосуточно!!!Кроме того подход ОАО” Коломяжское” как гордо поправил Вас Страшнов к экологии вообще удивляет ибо тонны строительного мусора выброшены и похоронены на Мебельной свалке а зимой ПОЛ Города за деньги возило снег на Парнас, а самое грустное что несмотря на угрозу снятия Губернатора Коломяжское продолжало вместо улиц и тротуаров прометать и вывозить снег с коммерческих объектов за огромные суммы! А сколько приписано снега якобы вывезенного с города блатными предприятиями !Прекратите коррупцию,воровство,вранье и город будет Чистым!

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна