27.04.2011

Все новости,Культурно-развлекательные мероприятия
Frontline Россия: фильм «Возвращение Александра Сергеевича в Россию» и дискуссия о судьбе молодых ученых, вынужденных строить свою карьеру за границей

27 апреля 2011 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский переулок, д. 3) Frontline Россия провел показ фильма «Возвращение Александра Сергеевича в Россию» с последующей дискуссией о судьбе молодых ученых, вынужденных выбирать между стабильной работой за границей и сложным существованием на родине.

Вход на мероприятие свободный.

Гость дискуссии - Дмитрий Завильгельский, режиссер документального кино, оператор, драматург.

Фильм «Возвращение Александра Сергеевича в Россию», 2011 г.
Автор и режиссер: Дмитрий Завильгельский
Продолжительность: 44 минуты
Отрывок из фильма

По словам Дмитрия Завильгельского, это «первый российский фильм, который поднимает проблемы молодых ученых, вынужденных выбирать между стабильной работой за границей и сложным существованием на родине. Фильм сделан по канонам настоящего документального кино, где нет дикторского текста, герои живые, происходят реальные события в реальном времени».

Выброшенный в России на обочину жизни молодой ученый Александр Сергеевич Ермаков делает успешную научную карьеру в Великобритании. Помимо собственной работоспособности и недюжинного ума помогают ему выжить в сложную минуту мистические силы в облике первого клонированного млекопитающего – овечки Долли – и шотландский паб. Александр Сергеевич предпринял попытку вернуться… В заключительной части фильма главный герой уже в Санкт-Петербургском Университете, где ему предстоит рассказать о своей шотландской научной работе с тем, чтобы быть или не быть принятым в докторантуру при кафедре эмбриологии университета города на Неве. «Нужен ли нам Александр Сергеевич?», – на этот вопрос и предстоит ответить зрителям в ходе дискуссии после просмотра фильма.

Как отмечает режиссер фильма Дмитрий Завильгельский в своем Живом журнале, его герой, известный ЖЖ-блогерам как zhivoi, «уже 10 лет работает над изучением стволовых клеток в Великобритании под началом легендарного Яна Вильмута, клонировавшего первого млекопитающего – овечку Долли. У Саши вроде бы все в порядке: достаток и любимое дело. Но он человек, мечтающий, как сейчас это ни странно, отдавать свои мозги Родине. Здесь его встречают родные, друзья и недопонимание коллег. Останется ли Александр Сергеевич в России, это еще вопрос, ответ на который разворачивается непосредственно перед документальной камерой».

Дмитрий Завильгельский родился 11 мая 1973 года в г. Москве. В 1995 году закончил МГУ им. М. Ломоносова, факультет почвоведения. В 1998 году – Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерскую режиссуры документального кино Леонида Гуревича. С 1998 года работает по договорам с телеканалами и кинокомпаниями. За это время сделал в качестве автора и режиссера более 20 фильмов для государственных телеканалов, Федерального агентства по культуре и кинематографии, частных и федеральных киностудий и как независимый продюсер.
Лауреат международных кинофестивалей «Cinema du Reel» (Франция), «Cinema Huesca» (Испания), национальных премий и фестивалей: «Святая Анна», «Послание к человеку», «Окно в Европу», «Россия», участник молодежных и специальных программ Московского кинофестиваля.
Член Союза кинематографистов РФ, Гильдии режиссеров России, Гильдии режиссеров неигрового кино и телевидения.

Frontline Россия – совместный проект Frontline Club и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России. Дискуссионный центр Frontline Club начал свое существование в 2003 году в Лондоне (председатель – тележурналист-фрилансер Воан Смит). Первоначально Frontline Club представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сейчас членами клуба являются более двух тысяч представителей информационной журналистики.Frontline Россия – дискуссионный клуб – место обсуждения актуальных вопросов нашей жизни и роли журналистики в развитии общества (http://www.frontlineclub.ru).

По итогам мероприятия:

ЭПОС
Невозвращенцы

Премьерные показы фильмов проекта «Фронтлайн» стали доброй традицией для петербургского пресс-клуба «Зеленая лампа». Правда, обычно в рамках этого проекта гостям клуба демонстрируют ленты, снятые, в соответствии с названием акции, на «переднем крае» схватки Добра со Злом, в одной из многочисленных «горячих точек» нашей несчастной планеты.

Показанная в минувшую среду картина явилась в этом смысле редким исключением. Фильм режиссера Дмитрия Завильгельского «Возвращение Александра Сергеевича в Россию» рассказал о судьбе молодого российского ученого, вынужденного строить свою карьеру за границей.

Внешне судьба биолога Александра Сергеевича Ермакова выглядит вполне благополучно. После защиты кандидатской диссертации он вот уже девять лет успешно трудится на научном поприще в Великобритании. Но, как выясняется из фильма, не оставляет мысли о возвращении на родину. Собственно о такой попытке возвращения героя к «родным пенатам» и рассказывают авторы фильма.

Казалось бы, тема эта давно известна, и даже, простите, где-то набила оскомину. Особенно часто пытаются спекулировать на ней псевдопатриоты, гневно упрекающие современную молодежь за то, что она, якобы, массово продается «за чечевичную похлебку», предпочитая комфортную жизнь на Западе, кропотливому и каждодневному труду на благо великой России.

Демократы и истинные патриоты вяло возражают им, сравнивая уровень жизнь высококвалифицированных специалистов за рубежом и в России, естественно, не в пользу последней.

На этом обычно подобные «дискуссии» и заканчиваются, фактически так и не начавшись.

Признаться, я тоже поначалу подумал, что действие будет развиваться в том же ключе. Разве что расстановка акцентов будет зависеть от политических пристрастий и предпочтений авторов ленты.

Этому способствовал нарочито размеренный и неторопливый ритм картины, медленный и тягучий, как сама бесконечная и беспросветная российская действительность. Мы встречаем героя в аэропорту, присутствуем на его встречах с родными, друзьями, становимся свидетелями передачи на радио «Маяк», где Александр Ермаков внятно заявляет о своем намерении остаться в России. Наконец, видим, как он пытается робко и неуклюже это намерение реализовать.

Но здесь зрителя ожидает приятный сюрприз. Именно зрителя, поскольку героя, как мы увидим в конце фильма, ничего приятного в России не ждет.

Дело в том, что авторы находят неожиданный сюжетный поворот. На фоне всеобщей истерии, призывающей к «возвращению мозгов» на свою историческую родину, они на примере одного конкретного успешного ученого с грустью показывают нам, что эти «мозги» здесь никому не нужны.

Никто не ждет в России Александра Ермакова. Кроме, разве что, мамы, да мимоходом упомянутой тетушки. Больше никто. Он никому не нужен.

Перед нами чередой проходят «герои второго плана». Они и рады, вроде бы, возвращению Александра, но на самом деле это возвращение невероятно далеко от их повседневных нужд и интересов.

Кстати, эти герои фантасмагоричны сами по себе, и больше напоминают персонажей игровой притчи, нежели документальной ленты. Среди них московский доктор наук, кажется больше интересующийся игрой на барабанах и выпивкой, нежели непосредственно наукой. Или его питерский коллега, этакий идеалист-шестидесятник, ставящий уникальные опыты в пластиковых кюветах и мечтающий поставить памятник дождевому червяку.

Правда, в разговоре промелькнуло упоминание о какой-то девушке, вроде бы, влюбленной в нашего героя и ждущей его все эти долгие девять лет. Но упоминание о ней было настолько зыбким и призрачным, что сам герой справедливо усомнился в реальности существования этой «фантомной» барышни.

Самое тягостное впечатление оставляют сцены общения Александра Ермакова с питерскими «остепененными» коллегами. Российские «доценты с кандидатами» встречают его с откровенной ненавистью. Она буквально висит клубами в аудитории научного учреждения. Для этих людей Ермаков чужак, а то, что он сумел добиться за рубежом заметных успехов, делает его вдвойне чужаком, и, следовательно, вдвойне ненавидимым.

С нескрываемо радостью они отказывают талантливому Александру Ермакову в поступлении в докторантуру.

Теперь ему фактически уже не остается ничего иного, кроме как вернуться в Эдинбург.

Но и этот прекрасный город тоже принимает его прохладно. За эти годы он, похоже, не стал для россиянина родным. Саша Ермаков и здесь кажется чужим на фоне легендарных замков и мрачных средневековых стен.

Вывод печален. Страна отгородилась от окружающего мира и процесс этот продолжается. Российский обыватель, в том числе, обыватель со званиями и степенями, жадно тянется к благам и комфорту, но презирает и люто ненавидит тех, кому эти блага в силу таланта или улыбки фортуны оказались доступными. Пропасть между Россией и «враждебным окружением» расширяется с каждым днем.

В результате многие вынуждены уезжать, становясь «невозвращенцами поневоле» в стремящимся к объединению мире двадцать первого века.

Хотя, по идее, настоящими «невозвращенцами» сегодня являются как раз те, кто воздвигает барьеры и выталкивает наших соотечественников из своих рядов. «Невозвращенцами» из мира Тьмы в мир Света.

Авторы фильма, возможно сами того не подозревая, вынесли приговор. Жесткий и безжалостный.
Автор: Юрий Гладыш


Метки: , ,

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна