14.03.2011

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Круглый стол «Как повлияют новые региональные нормативы градостроительного проектирования на качество жизни петербуржцев?»

14 марта 2011 года в 11:00 в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский переулок, 3) состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта Закона «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга».

В ближайшее время Законодательное собрание Санкт-Петербурга рассмотрит очередной градостроительный закон, который затрагивает интересы всех без исключения петербуржцев: Региональные Нормативы Градостроительного Проектирования (РНГП).

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РНГП содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства территории.
РНГП применяются при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, то есть деятельности по развитию застроенных и свободных от застройки территорий, реализуемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
В социальной и коммунально-бытовой сферах РНГП нормируются объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания, торгового и коммунально-бытового обслуживания, физической культуры и спорта, культуры и искусства, туризма и отдыха. Нормированию также подлежат общественные здания административного назначения. В целях нормирования используются такие показатели как вместимость объектов из расчета на 1000 жителей; размеры их земельных участков; радиусы обслуживания (доступность) объектов.

В обсуждении приняли участие:
- Сергей Дмитриевич Митягин, доктор архитектуры, эксперт Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга;
- Александр Семенович Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ;
- Владимир Длорович Аврутин, заместитель генерального директора Института территориального развития;
- Лев Моисеевич Каплан, вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний.

По итогам мероприятия:

100 ТВ
В Петербурге готовят очередной градостроительный закон

В Петербурге готовят очередной градостроительный закон. Теперь нельзя будет построить жилой дом, если рядом нет зоны отдыха. К тому же поблизости должны быть школы, детские сады, метро или маршруты общественного транспорта в пределах пешеходной доступности. Уплотнительная застройка исключается, если против выступают жильцы.
Все эти требования будут отражены в так называемых Региональных нормативах градостроительного проектирования. Впрочем, нормы эти окончательно пока не сформулированы, детали обсуждаются уже несколько лет. Эксперты ищут компромисс между инвесторами, проектировщиками и покупателями будущего жилья.
Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ:
«С точки зрения экспертов Законодательного собрания, это должен быть очень простой, понятный для каждого и легкий в применении, так, чтобы каждую норму, которая в нем заложена, можно было посчитать и проверить на примере своего дома. Но пока такой ясности такой нет».
Региональные нормативы градостроительного проектирования должны заменить устаревшие советские правила застройки. Сегодня всевозможные противоречия в новом законе обсудят эксперты.

100 ТВ
Мало зелени — плохо, много зелени – тоже плохо

Петербургские разработчики, строители, депутаты обсудили новые нормативы проектирования городского пространства. Документ регулирует минимальное количество и доступность объектов социальной инфраструктуры для горожан.
Закон обсуждается уже три года. Застройщики и чиновники никак не могут найти общий язык. Дело в том, что если правила вступят в силу, инвестор не сможет заселить дом, рядом с которым нет детского сада, школы и магазина. Правда, вопрос, кто все это должен построить и как распределяется ответственность между девелопером и городскими властями, пока остается открытым.
Кроме того, много споров вызывает обеспеченность горожан зелеными зонами. Понятно, что центр Петербурга современным экологическим требованиям не соответствует. Разработчики предлагают использовать для центра города и окраин разные нормативы. Но депутаты считают, что стандарты должны быть едины для всех.
Сергей Митягин, доктор архитектуры, эксперт Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания С-Петербурга:
«Мы не можем перейти никак от социалистического способа землепользования к способу капиталистическому. Мы не может отказаться от тех социальных благ, которые связаны с большими территориями, свободной такой застройкой к застройке исторического центра города. Вот у нас два примера: у нас есть примеры Купчино, Веселый поселок, где мы старались выполнять нормативы советские и застройка центра города».
Пока в Петербурге действуют нормы 1989 года. Новые региональные нормативы градостроительного проектирования отправлены на предварительное согласование в Законодательное Собрание. Депутаты обещали принять документ до лета.

Эхо Москвы в Петербурге

730 шагов: Новый закон о региональных нормативах градостроительного проектирования

Интервью с Александром Карповым, руководителем ЭКОМ, членом Совета рабочей группы правительства Петербурга и градозащитных организаций.

ИА «Росбалт»
В Петербурге региональные нормы могут обернуться скандалом

В ближайшее время Законодательное собрание Петербурга должно рассмотреть очередной градостроительный закон, который затрагивает интересы всех без исключения горожан — региональные нормативы градостроительного проектирования города. По мнению экспертов, если депутаты примут этот закон без внесения поправок, городу грозит катастрофа. Если же они начнут вносить поправки, то это может обернуться острейшей дискуссией и даже скандалом.
По словам, директора Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, среди всех градостроительный документов, закон о региональных нормах градостроительного проектирования является самым таинственным и загадочным. О том, что он будет принят «вот-вот» представители исполнительной власти заявляли еще два года назад. Однако и сегодня этот закон требует «доработки».
По мнению эксперта , в этом документе есть огромный пласт вопросов, на которые надо дать ответы — иначе нас ждет катастрофа. «Лучше проговорить их сейчас, и договорить обо всем на берегу», — заявил он.
По словам Александра Карпова, из-за того хаоса, который царит сегодня среди федеральных и региональных норм градостроительного регулирования, у создателей этого документа явно было желание написать справочник, в котором было бы перечислено все то, чем должны руководствоваться проектировщики. Хотя на самом деле этот документ стоило бы вынести на всеобщее обсуждение, так как он напрямую касается жизни горожан. Ведь региональные нормы градостроительного проектирования могут оказать существенное влияние на качество жизни петербуржцев. В них, например, должно указываться сколько школ, детских садов, поликлиник и магазинов, должно быть построено на территории того или иного микрорайона. Они также должны давать ответы на вопросы о том, какой ширины должны быть дороги, где должны быть остановки общественного транспорта, где строить паркинги.
Однако, по мнению экспертов, документ, который планируется представить на суд депутатов, говорит об этом настолько расплывчато, что, по мнению вице-президента Санкт-Петербургского Союза строительный компаний «Союзпетрострой» Льва Каплана, его принятие может привести только к одному — строители получат возможность застраивать свободные земельные пятна высотками, не заботясь о том, что жителям не хватает объектов социальной инфраструктуры.
Как заметил заместитель генерального директора Института территориального развития Владимир Аврутин, если во времена Советского Союза у нас и была государственная система, которая следила за этими направлениями, то сейчас роль государства «съежилась». И это изменение роли государства также должно отразиться в новых нормативах. По мнению Владимира Аврутина, у документа под названием «Региональные нормативы градостроительного проектирования» много недостатков. И главный среди них тот, что в нем нет ответа на самый главный вопрос — кто же теперь будет отвечать в Петербурге за строительство социальных, торговых и спортивных объектов.

АСН-инфо
Эксперты: Региональные нормативы градостроительного проектирования нельзя рассчитывать на основе устаревшего СНиП

В весеннюю сессию ЗакС Петербурга должно принять закон «О региональных нормативах градостроительного проектирования» (РНГП), регламентирующий минимальные расчетные показатели обеспечения населения социальной, коммунально-бытовой и транспортной инфраструктурой. Его разработка затянулась в силу причин, не зависящих от городских властей. Об этом в клубе «Зеленая лампа» рассказал экс-директор НИПЦ Генплана, доктор архитектуры Сергей Митягин, передает корреспондент АСН-Инфо.
С одной стороны, после вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» строительные нормы и правила, в том числе СНиП о градостроительстве 1989 г., получили статус документов добровольного применения. В то же время закон устанавливал необходимость разработки технических стандартов, определяющих нормативы размещения объектов федеральных служб. За вычетом этих нормативов объем нормирования объектов технического и социального назначения на региональном уровне сужался. Однако на практике разработка федеральных законов о технических стандартах оказалась затяжным процессом, в то время как Градкодекс устанавливал предельные сроки разработки генпланов. С другой стороны, в 2010 г. был утвержден в качестве обязательных документов ряд сводов правил, в том числе и СНиП 1989 г., что внесло новые трудности в разработку РНГП.
По оценке С. Митягина, СНиП 1989 г., актуализированный практически в неизменном виде, не адекватен современным экономическим условиям. Как напоминает эксперт, в советский период понятие земельной ренты отсутствовало, как и земельный рынок, и в результате проблемы размещения любых объектов решались за счет территорий. Сейчас на одного москвича приходится 103 кв. м городской земли, на одного петербуржца – 300 кв. м, на одного екатеринбуржца – 800 кв. м, а в некоторых малых городах этот показатель превышает 1000 кв. м. Однако подобный территориальный «разброс» повышает затраты на транспортное сообщение, которые закладываются в муниципальные тарифы. «Получается, что живем не по средствам. Нормативы – обратная сторона достатка», – заключает специалист.
С мнением С. Митягина согласен заместитель гендиректора ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин. Он подтверждает, что разработка петербургских РНГП затянулась в связи с изменениями в федеральном законодательстве. «Первоначальный проект практически дублировал СНиП, утративший обязательный статус. Второй вариант скорее напоминал справочник, третий дублировал нормы общей части Генплана, сейчас разрабатывается уже четвертый вариант», – подсчитал проектировщик.
Как считает В. Аврутин, при разработке РНГП следует учитывать лишь ту часть СНиП 1989 г., которая включает минимальные расчетные параметры, притом с учетом реалий рыночной экономики, а также особенностей городской среды.
Вице-президент ССО «Союзпетрострой» Лев Каплан также считает, что актуализация СНиП не отменяет необходимости разработки РНГП. Отсутствие установленных нормативов обеспеченности социальной инфраструктурой повышает риски застройщиков, поскольку разработанная ими документация может быть отклонена произвольно. В то же время отсутствие регламентации в части развития инженерной инфраструктуры разрушает связь между планированием инженерных сетей и улично-дорожной сети. По оценке Л. Каплана, практика земельных торгов по короткому пакету только усугубила эту проблему. «Соблюдение РНГП должно быть обязательным условием любого земельного аукциона», – считает руководитель объединения.

АСН-инфо
Эксперт: Региональные нормативы градостроительного проектирования – это система минимальных гарантий

БН-ТВ
Девелоперам установят рамки

В этом году ЗакС примет региональные нормативы градостроительного проектирования, работа над которыми ведется уже больше трех лет. Они установят правила игры для девелоперов – укажут минимальные расчетные показатели размещения парковок, зеленых зон, социальных, инфраструктурных и прочих объектов при реализации проектов нового строительства в Санкт-Петербурге.
Новый градостроительный закон должен определить сколько в Петербурге будет школ, детских садов, остановок общественного транспорта и других объектов.

Деловой Петербург
Новые нормы вместо СНиПов

Застройщиков законодательно обяжут строить социальную инфраструктуру.
Региональные нормативы градостроительного проектирования заменят
устаревшие советские СНиПы.
Новые региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП)
законодательно обяжут девелоперов строить необходимое количество детсадов,
школ и поликлиник рядом с жилыми объектами. Документ уже находится в
завершающей стадии, пояснили в комитете по градостроительству и
архитектуре (КГА), который отвечает за разработку РНГП. “Раньше
застройщики опирались на СНиПы, а теперь не будут”, — отметили в
комитете.
Устарели
Эксперт комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным
вопросам ЗС Сергей Митягин считает, что РНГП необходимы, так как
действующие СНиПы (1989 год) и территориальные строительные нормы (2002
год) устарели. Кроме того, многие положения Градостроительного кодекса не
согласованы между собой. “Принятие генплана без региональных норм было
прямым нарушением закона, — говорит Сергей Митягин, — за время
существования генплана в него внесено более 3 тыс. изменений”.
Строители против
Вице-президент НП “Объединение строителей Петербурга” (СРО) Алексей
Белоусов говорит, что установленные в РНГП “требования плотности застройки
являются ограничительными, что делает многие инвестиционные проекты
непривлекательными для реализации”. Также необходимо пересмотреть
труднореализуемые нормы по организации пожарных проездов для общественных
зданий. В СРО считают необходимым отдельно прописать РНГП для
исторического центра города и для новых территорий под комплексное
освоение.
“Сегодня застройщик может построить школу или детсад и подарить их городу”,
– говорит гендиректор компании “Прагма” Денис Литов. Гендиректор “СПб
Реновация” Артур Маркарян отмечает, что компания участвует в программе
реновации территорий на условиях финансирования 50 объектов образования из
городского бюджета.
Автор: Наталья Вершинина

RESTATE.RU
НОВЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН В ПЕТЕРБУРГЕ: КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

В Петербурге на подходе новый градостроительный закон. Смольный завершает подготовку Региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП), которые в числе прочего регламентируют размещение социальных, бытовых и транспортных объектов. Соответствующий законопроект может со дня на день поступить в петербургский парламент.
Региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП) должны установить минимальные расчетные показатели обеспечения социальными, коммунально-бытовыми и транспортными объектами. Новый закон определит, сколько в микрорайоне должно быть детских садов, школ, поликлиник, остановок общественного транспорта. По сути РНГП — гарантия создания в городе благоприятной для проживания среды. Региональные нормативы градостроительного проектирования напрямую касаются каждого жителя Петербурга. Но выносить документ на широкое обсуждение не планируется. «Получается, что общественность города отторгнута от показателей, которые определяют жизнь города», — сетует эксперт Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга Сергей Митягин.
Генплан без нормативов?
Пока нового закона нет, застройщики и чиновники ориентируются на советский СНиП 1989 года и территориальные строительные нормы 2002 года. «Документы устарели. Более того, сегодня получается, что целый ряд положений СНиПа 1989 года не соответствует современному Градостроительному кодексу РФ. РНГП — документ, который находится в статье Градкодекса, посвященной Генеральному плану. Региональные нормы градостроительного проектирования – это основа Генплана. И тот факт, что Петербург в 2005 году принял Генплан и в 2008 году его корректировал без РНГП — прямое нарушение закона», — отмечает Митягин.
Заместитель генерального директора Института территориального развития Владимир Аврутин называет РНГП логичным завершением цепочки градостроительных документов. «Генплан и ПЗЗ приняты, реально разрабатываются документы по планировке территорий. РНГП – это четвертый документ, который завершает перечень.
Воз и ныне там
Законопроект «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга» начали разрабатывать еще в 2008 году. Но документ до сих пор не готов. «Сначала пытались создать руководство для проектировщиков, по сути, скопировать советский СНиП. Потом – сделать справочник, где было бы указано все, чем нужно руководствоваться проектировщику при новом строительстве. И только потом стало ясно, что это должен быть закон», — рассказывает директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
В настоящее время проект закона в очередной раз дорабатывается, но, по мнению экспертов, поступит в городской парламент этой весной. Для петербургского комитета по градостроительству и архитектуре ввести его в городской парламент не позже апреля – дело чести, считает Карпов.
Лучше разобраться на берегу
Без серьезного обсуждения законопроект может обернуться катастрофой, единогласно утверждают эксперты. «Существует огромный пласт вопросов, который вызовет столкновения точек зрения. Как сформулировать нормативы так, чтобы они были исполнимы и контролируемые? Как сделать так, чтобы можно было проектировать квартал с учетом перспективного развития? И многое другое», — рассуждает Карпов.
Предстоит определиться и с тем, что города возьмет на себя. Также камнем преткновения, скорее всего, станет и вопрос о том должны ли нормативы быть едиными для всех районов города. С одной стороны, обеспеченность жителей центра и периферии социальными, коммунальными и транспортными объектами должна быть равной. С другой стороны, «подвести» центральные и спальные районы Петербурга под единую планку проблематично. «Чтобы «вписать» в нормативы центр, их придется снижать. Другой вариант — подтягивать центральные районы под новые идеалы застройки. А этого историческая застройка явно не выдержит», — говорит Карпов. Показатели должны быть одинаковыми, считает Митягин. «Я не могу делить город по такому признаку, как обеспеченность человека комфортными условиями. Такие нормативы никуда не годятся. Этот вопрос нам еще предстоит решить. Может надо нормировать не количественные, а качественные показатели?», — задается вопросом Митягин.
Автор: Марина Акатова

БКН.ру
Норма жизни

Недвижимость и строительство Петербурга
Нормативные жизненные блага

КтоСтроит.ру
РНГП передадут на рассмотрение депутатам в апреле


Метки: ,

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна