12.03.2011

Все новости,Культурно-развлекательные мероприятия
Творческий вечер, посвященный 20-летию Санкт-Петербургского «Классического театра»

12 марта 2011 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» (Банковский переулок,3) состоялся творческий вечер, посвященный 20-летию Санкт-Петербургского «Классического театра».

Театр был создан режиссером Людмилой Николаевной Мартыновой в 1990 году.
Ученица Георгия Александровича Товстоногова и Розы Абрамовны Сироты, она все годы существования театра вдохновляется одной главной идеей – идеей творческого и духовного содружества профессиональных актёров и режиссеров.

В репертуаре театра – Чехов «Три сестры», «Смешной» (по рассказу Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека»), «Среди миров…» (по произведениям Достоевского), «Мысль» (по одноимённому рассказу и пьесе Леонида Андреева), «Свадебный марш в интерьере времени» (импровизация на темы А.Володина), «Часовые любви» (о судьбе Б. Окуджавы). «Три сестры» выдержали четыре редакции и более 170 представлений, «Смешной» (в главной роли Леонид Мозговой) сыгран около 900 раз.

Театр гастролировал и принимал участие в различных театральных фестивалях, культурных программах научных конференций и творческих семинарах в Германии, США, Сербии, Франции, в странах ближнего зарубежья.

Л.Н. Мартынова и Л.П. Мозговой ведут актерский курс в БИЭПе, студенты которого приняли участие в программе вечера.

В этот вечер «Классический театр» пришли поздравить и преподнести творческие подарки актёры, которых связывает с театром большая творческая дружба на протяжении 20 лет.

Среди гостей вечера:
- Людмила Мартынова, Художественный руководитель «Классического театра»;
- Игорь Ефимов, режиссёр театра и кино, педагог, музыкант, один из основателей и руководителей «Классического театра»;
- Леонид Мозговой, заслуженный артист России, лауреат Национальных кинематографических премий;
- Игорь Ламба, актёр театра и кино;
- Ирина Балай, заслуженная артистка России, актриса театра им. Ленсовета;
- Татьяна Каретина, актриса «Классического театра»;
- Елена Ефимович, актриса «Классического театра»;
- Инесса Перелыгина-Владимирова, актриса тетра им. Ленсовета;
- Лидия Мельникова, актриса театра им. Ленсовета;
- Юлия Надервель, актриса театра «Карамболь»;
- Юрий Лазарев, народный артист России, актёр академического театра Комедии;
- Мария Рубина, актриса театра «Русская антреприза» имени А. Миронова;
- Ольга Ефимова, актриса «Классического театра»;
- Олег Леваков, народный артист России, актёр театра им. Ленсовета;
- Александр Сулимов, заслуженный артист России, актер театра им. Ленсовета;
- Сергей Барковский, заслуженный артист России, актёр Молодёжного театра на Фонтанке;
- Сергей Дьячков, артист театра «Русская антреприза» имени А. Миронова;
- Виктор Терехов, артист театра и кино;
- Александр Отрезов, музыкант.

По итогам мероприятия:

100 ТВ
Эфир FM TV, передача «Поздние встречи»

В гостях в студии Леонид Мозговой и Людмила Мартынова

Невское время
Путь в высшее общество лежит через мансарду?

Санкт-петербургский “Классический театр” сегодня отмечает 20-летие
“Ну что же это за театр, в репертуаре которого только один спектакль?!” – “Да,
один, но этот спектакль целого репертуара стоит!..” Такой диалог записал автор
этих строк после первого просмотра спектакля “Смешной”, поставленного по
рассказу Ф. Достоевского “Сон смешного человека”. Когда это было? Кажется, целую
вечность назад… Но и тогда уже в репертуаре самого удивительного и самого
нераскрученного, бездомного (таковым он и продолжает оставаться) театра -
“Классического театра” – был не один спектакль. Да и начинался театр не со
“Смешного”. А с чеховских “Трех сестер”, которые почти десятилетие принимали
зрителей во дворце великого князя Владимира Александровича (он же Дом ученых),
потом оказались неугодными далекому от искусства новому руководству Дома ученых
и очутились “под небом голубым”. (И как вы понимаете, не они одни.) Куда могли
отправиться “Сестры”? Кто ж, скажете, не помнит: “В Москву, в Москву!..” Нет, не
в Москву. А в Америку, на гастроли. И растроганный мэр Бостона объявил один из
гастрольных дней – ни больше ни меньше! – Днем санкт-петербургского
“Классического театра”. Это уже после Америки “Сестрам” рукоплескала
восторженная Европа. Теперь их приютила Детская библиотека имени Александра
Пушкина, но “Сестры” и здесь не обижены вниманием зрителей – к ним на Марата
приезжают даже столичные театралы.
А вот “Смешной”, который изначально в великокняжеских покоях чувствовал себя
инородным телом, по-прежнему живет в облюбованной им мансарде во дворе-”колодце”
(втором дворе, дальнем) дома на Малой Посадской. Без малого девятьсот раз он
открывал свои двери гостям, всякий раз чувствуя себя виноватым в том, что может
принять за раз всего полтора, от силы два десятка человек, поскольку живет в
стесненных условиях.
Заслуженный артист России Леонид Мозговой объяснил корреспонденту “НВ”, каким
образом “Смешной” поселился в доме, к которому Федор Михайлович не имеет
никакого отношения:
- Я давно хотел сделать моноспектакль по рассказу Федора Михайловича “Сон
смешного человека”. Пришел с этой идеей к художественному руководителю театра
Людмиле Мартыновой. Людмиле Николаевне идея понравилась. Мы начали репетировать
еще в Доме ученых. А когда “Ленконцерт” предоставил мне в качестве временного
жилья эту мансарду, мы поняли: играть надо здесь! И зритель, сам того не
подозревая, стал приходить ко мне домой. Получился такой “домашний театр”! Потом
я съехал отсюда, а “Смешной” остался. Комната “Смешного” со старой скрипучей
мебелью, с сундуком, из которого неожиданно для зрителей появляюсь я, с часами с
боем (но без боя!) и горящими свечами погружает зрителя в атмосферу XIX века. В
спектакле нарушены законы театра. Это своего рода антитеатр. Я обращаюсь к
зрителю, находящемуся в полуметре от меня. Игра идет на полушепоте, на
полувзгляде. В традиционном театре зритель только сопереживает. А в интерьерном
способ общения актера и зрителя – непосредственный, от сердца к сердцу, от души
к душе. Я не имею в виду те случаи, когда актеры начинают заигрывать со
зрителем, вытаскивать его на сцену, и таким образом спектакль превращается в
балаган, что я считаю недопустимым. Все должно быть очень корректно.
Камерность – определяющее условие при выборе режиссерами театрального
пространства, отказ от традиционной сцены и максимальное приближение актера к
зрителю, по мнению художественного руководителя “Классического театра” Людмилы
Мартыновой, обеспечивает тот крупный план, при котором достигается эффект
соучастия, сопереживания.
- Иногда мне кажется, что наш “Классический театр”, несмотря на трудности нашего
теперешнего бытия, жив благодаря Достоевскому и “Смешному”, – говорит Людмила
Николаевна. – “Смешной” – это уже не артист Мозговой и не режиссер Мартынова.
Это какая-то другая реальность, которая существует независимо от нас. К
“Смешному”, а значит, и к Достоевскому приезжают люди со всех концов мира – из
Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Хельсинки, Токио. К “Смешному” обращены телефонные
звонки с вопросом, где и когда можно посмотреть спектакль. Своей,
самостоятельной жизнью, независимой ни от создателей, ни от обстоятельств, давно
уже живет и сам спектакль. И это радует. Радует и достаточно пристальное на
сегодняшний день внимание к спектаклю театралов города. На спектакль просятся
актеры, режиссеры, критики. Прошло время необъяснимого невнимания и стыдливого
неупоминания о нас в прессе. Хотя, по большому счету, и бог-то с ними, со
всевозможными знаками отличия, суета все это. Главное ведь остаться не на
газетных полосах, а в душах людей. И кажется, нам это удается.
Среди зрительских откликов, записанных автором этих строк, был и такой:
- Хорошо бы через эту мансарду пропустить весь Петербург, всю Россию – как через
чистилище! Помните фильм с участием Симоны Синьоре, где один из героев говорит:
“Это не мансарда – это путь в высшее общество!” Не про эту ли мансарду
сказано?!..
Возвращаясь к репертуару, с которого мы начали, нельзя не вспомнить удивительную
постановку Розы Сироты “Супруги Каренины” с Людмилой Чурсиной и Изилем
Заблудовским: спектакль прекратил свое земное существование после того, как не
стало Изиля Захаровича…
Автор: Владимир Желтов

ИТАР-ТАСС
Творческим вечером отметит свое 20-летие Санкт-Петербургский “Классический театр” под руководством режиссера Людмилы Мартыновой

Поздравления от своих творческих
друзей и почитателей будет принимать сегодня Санкт-Петербургский
“Классический театр”, которому исполнилось 20 лет. Праздничный вечер,
посвященный этому событию, пройдет сегодня в пресс-клубе “Зеленая лампа”.
Идею творческого и духовного содружества профессиональных актеров и
режиссеров воплотила в своем детище художественный руководитель театра
режиссер Людмила Мартынова, учившаяся у Георгия Товстоногова и Розы Сироты.
Репертуар театра составили такие разные спектакли, как “Среди миров” по
произведениям Федора Достоевского, “Мысль” по одноименному рассказу и пьесе
Леонида Андреева, “Супруги Каренины” по страницам романа Льва Толстого,
“Свадебный марш в интерьере времени” /импровизация на темы Александра
Володина/, “Часовые любви” – о судьбе Булата Окуджавы. Чеховские “Три
сестры” были показаны здесь более 170 раз в четырех редакциях. Особым
успехом среди зрителей пользуется спектакль “Смешной” с Леонидом Мозговым в
главной роли. Он был сыграл в интерьерах старого дома на Петроградской
стороне около 900 раз. Театр гастролировал и принимал участие в различных
фестивалях и творческих семинарах в Германии, США, Сербии, Франции, в
странах ближнего зарубежья.
Корр. СПБ-ТАСС Олег Сердобольский

Портал «Солнечный город ЛЮСТГАЛЬМ»
Ниша культурных инициатив в России – существование в неформальной среде.

Это показывает история Санкт-Петербургского «Классического театра», отметившего свое 20-летие. В тот вечер в «Зеленой лампе» было шумно и весело. Студенты Балтийского института воплотились в зверушек. Они забавно приветствовали актеров и руководителей Санкт-Петербургского «Классического театра» и тех, кто пришел поздравить их с 20-летием.
Сразу почувствовалось, что коллектив необычный. Так и есть на самом деле. Начинался «Классический театр» с чеховских «Трех сестер», но шли они не на подмостках, а во дворце великого князя Владимира Александровича (Дом ученых). К сожалению, последующее руководство Дома ученых такой формы театра не поняло, и он остался без помещения.
Было время невнимания и стыдливого неупоминания в прессе. Но зрители поддержали интересное начинание. Как раз тогда театр попал на гастроли в Америку, и труппа стала всемирно известной. Он так пришелся по душе американцам, что мэр Бостона объявил один из гастрольных дней Днем Санкт-Петербургского «Классического театра».
Что ж, в этой ситуации отражаются два параллельных процесса: наше культурное «свертывание» и культурный бум постиндустриальных обществ. Если там «творческие» инициативы находят поддержку, то у нас их ниша — андеграунд. Не случайно термин появился в странах, где искусство было подчинено государственной идеологии. В нашей alma mater сейчас одна идеология — деньги.
Без поиска, который ведется в творческих лабораториях, культурные процессы чреваты застоем, с чем мы, собственно, и сталкиваемся. Но стоит подняться в мансарду во дворе-«колодце» и пред нами – другой мир. Именно в таком формате идет знаменитый «Смешной», по Достоевскому. На небольшом пятачке помещается от силы два десятка зрителей. Заслуженный артист России Леонид Мозговой обращается к ним, находясь буквально в полуметре. Игра на полушепоте, на полувзгляде…
Камерность как раз предполагает отказ от традиционной сцены и максимальное приближение актера к зрителю. Как считает художественный руководитель «Классического театра», кандидат искусствоведения Людмила Мартынова, это тот самый крупный план, при котором достигается эффект соучастия, сопереживания.
«Смешной» начинали репетировать еще в Доме ученых. Потом «Ленконцерт» предоставил Мозговому в качестве временного жилья мансарду, и пришла мысль: играть надо здесь! Когда артист съехал, спектакль остался в том же месте. На него до сих пор приезжают люди со всех концов мира.
В настоящее время театр приютила Детская библиотека имени Александра Пушкина.


Метки:

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна