16.12.2010

Все новости,Пресс-конференции и круглые столы
Круглый стол «Петербургская школа в 2011 году: теория и практика»

14 декабря 2010 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялся журналистско-педагогический совет.

В 2011 году в системе образования планируется немало нововведений. Как эти преобразования скажутся на петербургской школе, обсудили за «круглым столом» руководители Комитета по образованию – Ольга Владимировна Иванова, председатель Комитета по образованию, Александр Валерьевич Ксенофонтов, заместитель председателя Комитета по образованию, и журналисты города.

Фотографии с мероприятия

По итогам мероприятия:

Мой район

Всем петербургским учителям устроят экзамены

В 2011 году около 5 тысяч питерских педагогов должны будут пройти аттестацию

Сдавать экзамен на соответствие занимаемой должности придется не только молодым специалистам, но и преподавателям со стажем.

«С нового года аттестация становится обязательной, и пройти ее должны все, кто этого еще не сделал, – говорит председатель комитета по образованию Ольга Иванова.

Форма, в которой будет проводиться аттестация, пока не определена – по словам Ивановой, в комитете хотят, чтобы подведение итогов было максимально простым и прозрачным. С другой стороны, учителей собираются оценивать не только по бумагам, и, скорее всего, «экзаменуемым» придется показать себя в деле, провести один (или даже не один) открытый урок. Положения об аттестации будут готовы уже к середине января.

Комитет планирует увеличить разрыв в заработной плате между учителями 1-й и высшей категории, но и требования к тем, кому эту высшую категорию присваивают, ужесточатся. «Сегодня ее имеют 51 процент наших учителей, – пояснила Иванова, – но в дальнейшем их, вероятнее всего станет меньше, потому что при переаттестации, – а проходить ее придется каждые пять лет, свою квалификацию подтвердят не все».

При этом глава комитета не исключает, что кто-то из преподавателей аттестацию в принципе не пройдет – и будет уволен в связи с несоответствием занимаемой должности. «Разумеется, это не станет массовым явлением, но, с другой стороны, иногда всем очевидно, что человек находится не на своем месте, а уволить его при этом как бы и не за что. Аттестация позволит выявить непрофессионалов – и даст руководителям образовательных учреждений законное основание с ними расстаться».

До сих пор учителя проходили аттестацию добровольно – если хотели повысить категорию и, соответственно, зарплату.

Автор: Виктория Работнова

ЗАКС.ру

Учителям устроят экзамены

В 2011 году в системе образования планируется немало нововведений. Это и обязательная аттестация педагогов и введение новых образовательных стандартов. Круглый стол с руководителями комитета по образования состоялся в пресс-клубе “Зеленая лампа” Встречу с журналистами председатель комитета по образованию Ольга Иванова начала с того, что подвела итоги Года учителя в северной столице.

Самым главным в 2010 году была работа над повышением статуса учителя, подчеркнула она. “Это определило и направление деятельности, – рассказала она. – Повышение денежного содержания, премии, и система мер по поддержке молодых преподавателей. По итогам Года учителя в петербургские школы пришло более 700 молодых преподавателей. Хотелось бы, чтобы тенденция имела свое продолжение. Нам важно, чтобы они остались в профессии”. Кроме того, Ольга Иванова отметила, что в целях повышения статуса учителя на улицах города появилась социальная реклама с портретами преподавателей, увидела свет книга “Учительские династии”.

Основной темой встречи стало обсуждение нововведений, которые ждут систему образования в 2011 года. Это появление новой системы аттестации для учителей, новой классификации учебных учреждений, а также новых образовательных стандартов. Ольга Иванова подчеркнула, что столь масштабных перемен в сфере образования не было давно.

Одна из существенных перемен – переход к системе аттестации преподавателей. “Аттестация существовала и раньше – с 1993 года. Другое дело, что была добровольной, – отметила руководитель ведомства. – Теперь преподаватели будут проходить аттестацию и на соответствие занимаемой должности, и в целях определения профессиональной категории”. По словам Ольги Ивановой, первое нововведение коснется, в первую очередь, молодых специалистов. Специалист получает диплом, потом не менее двух лет работает в профессии, а затем проходит испытание на соответствие занимаемой должности, описала схему она. Впрочем, аттестация на соответствие занимаемой должности коснется и тех преподавателей, которые работают в профессии достаточно долгое время, но по той или по иной причине, испытание еще ни разу проходили. Глава ведомства добавила, что таких преподавателей в городе, по меньшей мере, 5 тысяч человек.

Отвечая на вопрос журналистов, в какой форме будет проводиться этот конкурс, Ольга Иванова сообщила, что Федеральный центр дает право самостоятельно избрать формат проведения испытания. “Мы стремимся создать максимально прозрачный и четкий тест”. – подчеркнула она. Что касается определения профессиональной категории, то теперь учителя будут аттестоваться либо на первую, либо на высшую категорию. Второй категории, существовавшей раньше, не будет. По мнению Ольги Ивановой, такое нововведение – правильный шаг. Но в таком случае и различие в заработной плате должно быть существенным, подчеркнула она. “Вероятнее, преподавателей высшей категории станет меньше. Однако в существующую модель оплаты труда будут внесены изменения и преподаватели этой профессиональной категории будут поддержаны материально”. Мы понимаем, что это вопрос тонкий, который будет тщательно продуман, подчеркнула она.

Говоря о том, как будет организована профессиональная аттестация, руководитель ведомства отметила, что разработкой соответствующих материалов уже занимается Академия постдипломного образования. Ольга Иванова отметила, что будут выработаны четкие критерии. Среди них, к примеру, может быть информация о том, подготовлены ли учителем победители всероссийских или международных олимпиад. Но в то же время руководитель ведомства подчеркнула, что необходимо возрождать систему открытых уроков, которые позволят определить уровень профессионального мастерства преподавателя не ” не бумаге”, а вживую.

ИА Росбалт

Учителей поделят на умных и не очень

Учительская газета

Добровольно и принудительно

В следующем году педагогов Петербурга ожидает профессиональный экзамен. Об этом на недавней встрече с журналистами сообщила председатель Комитета по образованию Ольга Иванова

Напомним: в мае 2010-го года был издан приказ министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, в котором определяется новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Если до нынешнего времени учителя проходили аттестацию добровольно, то новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. От квалификации, которую учитель получит в результате такого экзамена, будет зависеть и его заработная плата. Регионам дано право самостоятельно выбирать формат аттестации.

По словам Ольги Ивановой, аттестация будет проводиться на соответствие занимаемой должности и по её итогам присваивается либо первая, либо высшая категория. Второй не будет вообще. Поэтому чиновникам придётся решать ряд серьёзных вопросов, в том числе, как определять существенные отличия умений учителя. Также будут внесены изменения в существующую модель оплаты труда.

Как заметила председатель Комитета по образованию, аттестация в первую очередь важна для молодых специалистов, а также для педагогов с большим стажем, которые по каким-то причинам не проходили добровольную аттестацию раньше. Таких в городе около 5 тысяч человек. Если раньше о квалификации учителя можно было судить по бумагам, то теперь он будет виден в работе, потому что одним из основных критериев его профессионализма будет наличие среди учеников победителей всероссийских или международных олимпиад.

Как сообщила Ольга Иванова, если учитель будет признан несоответствующим занимаемой должности, это будет означать увольнение. Правда, чиновники надеются, что это явление не станет массовым.

Автор: Наталья Алексютина

Профессия

Вторым будешь?

Не бывает учителей второй категории. Вернее, пока что они существуют, но в наступающем году правила аттестации изменятся, и в Санкт-Петербурге останутся только хорошие и очень хорошие педагоги.

Такие выводы можно сделать из встречи в пресс-клубе «Зеленая лампа», на которой глава Комитета по образованию Ольга Владимировна Иванова подвела итоги Года учителя и рассказала о грандиозных планах на ближайшее будущее:

Человек с завышенной самооценкой

- Главной в уходящем году стала работа над повышением статуса учителя. Отсюда и квартиры для педагогов и большое количество премий; и портреты педагогов на улицах и книга учительских династий, и поддержка молодых учителей.

Хотелось им всем дать понять: вы не брошены, государство о вас заботится.

В уходящем году 745 молодых специалистов пришли работать в школы, это много. Но нам важно, чтобы они не ушли после первого, после второго учебного года.

Учитель – это такой человек, который привык всем ставить пятерки и двойки, иногда оценка собственной деятельности у него завышена. Тем не менее, его заработная плата не всегда соответствует силам, которые учитель тратит на учеников.

На первый-второй

- В 2011 году нас ждут серьезные нововведения. Например, внедрение новой системы аттестации учителей. Сейчас она проходит добровольно. В следующем году вводится обязательная аттестация. Во-первых, учитель экзаменуется на соответствие занимаемой должности. Раньше такого вообще не было. Во-вторых, аттестуется либо на первую категорию, либо на высшую. Сейчас есть еще и вторая, так вот ее не будет вообще.

У меня как у председателя Комитета всегда был вопрос: чем различаются учителя первой, второй и высшей категории? Что учитель первой категории умеет делать такого, чего не умеет учитель второй? Конечно, ответ есть в квалификационных характеристиках, но в реальности существование трех категорий не оправдано.

Зато разница между первой и высшей категориями (мы сейчас над этим работаем) должна предполагать существенное различие не только в умениях, но и в заработной плате.

Урок, а не письменные отчеты

- Испытания разрабатывает Академия постдипломного образования, и я скажу, чем недовольна в этих разработках. Мне не нравится то, что мы часто судим по бумагам. А есть, например, подготовленные учителем победители всероссийских или международных олимпиад. Такие достижения учащихся свидетельствуют о высокой квалификации учителя! А еще мы хотим видеть урок, а не только письменные отчеты.

Учителя второй категории еще пять лет будут получать свою зарплату, но когда срок их аттестации истечет, им придется проходить испытания. Нам ведь важно повысить профессионализм учителей, смысл не в том, чтобы всех завалить…

Если комиссия признает тебя не соответствующим должности, ты останешься без работы. Я даже не думаю, что это может произойти массово, боже упаси. Но мы знаем людей, которые просто профнепригодны.

Отдельной позицией при аттестации мы выделили инновационный подход учителя к работе. Умение пользоваться не только компьютером, но всем, что есть в школе: лабораториями, электронными досками… Не умеешь, давай учись!

Деньги на мел

- Еще в 2005 году была выдвинута идея финансовой самостоятельности школ, чтобы в каждой была своя бухгалтерия, чтобы директор понимал, что такое смета расходов. В 70 процентах школ Петербурга этот проект был реализован. И мне кажется, что думающие директора ждут полной самостоятельности, они хотят сами распоряжаться деньгами, которые выделяет государство. Но процедура конкурсов на хозяйственную автономность остается неповоротливой, все от нее очень устали.

Сейчас мы хотим создать около 20 автономных учреждений и понаблюдать за ними.

А что касается платных услуг, закон и сегодня позволяет их оказывать. Главное, чтобы это была оплата по нормативным документам, а не поборы с родителей, с чем мы боремся, порой увольняем учителей. В одной школе Выборгского района недавно объявили, что собирают деньги на мел. Пришлось разбираться.

Врезка в текст

Заместитель председателя Комитета по образованию Александр Валерьевич Ксенофонтов:

- Аттестация будет проводиться при помощи определенных тестов, основным критерием станет система баллов, которые учитель набирает по результатам аттестации, по портфолио, по научным публикациям, ученой степени. Мы будем учитывать весь спектр педагогической деятельности.

Один блок испытаний будет касаться предметной области, второй – психолого-педагогических навыков.

По новой системе учитель первой категории не может получать меньше, чем сейчас. А вот высшая категория должна стоить значительно дороже, чтобы у педагога было стремление добиваться лучших результатов.

Сейчас у нас 51% педагогов с высшей категорией, после введения новой системы это число уменьшится.

Автор: Александр Яцуренко


Метки:

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна