30.06.2010

Все новости,Культурно-развлекательные мероприятия
Фестиваль фильмов проекта FRONTLINE в России

30 июня состоялся показ фильма:
…О людях, творящих социальный прогресс:

«Свободный разум» (An Independent Mind)
Продюссер и режиссер: Рекс Блумштейн
Продолжительность: 89 минут, 2008 г.

Режиссер фильма Рекс Блумштейн считает, что международные декларации, соглашения и договоры, защищающие наше право на свободу слова, очень важны для каждого общества. Но что «свобода слова» означает для конкретного художника, писателя, певца, карикатуриста, которые подверглись цензуре, угрозам, тюремному заключению и даже пыткам в своей собственной стране?

По итогам мероприятия:

Лениздат.ру
“Frontline в России” показал фильм о формах интеллектуального протеста

Может ли разум быть свободным? Этот вопрос задает режиссер Рекс Блумштейн в киноленте с одноименным названием. В сущности, ответ на него кажется очевидным для современного европейского общества, признавшего плюрализм мнений догмой. Но согласятся ли с этим власти, по-прежнему искореняющие инакомыслие по всему миру?

Документальный фильм “Свободный разум” представляет современную панораму интеллектуального протеста и посвящен людям, творящим социальный прогресс. Показ состоялся в рамках фестиваля фильмов проекта Frontline Центра экстремальной журналистики, проходящего в Петербурге с 21 июня по 2 июля в пресс-клубе “Зеленая лампа”.

“Свободный разум” — семь новелл, рассказывающих о том, что свобода слова означает для художника, писателя, певца, карикатуриста, которые подвергались цензуре, угрозам, тюремному заключению и даже пыткам в своей собственной стране. Их судьбы удивительно не похожи, взгляды радикально противоположны.

Один из героев фильма — художник Али, ожидающий суда за карикатуры на президента Алжира, воспринятые властью как оскорбление своего представителя. “Моя цель — добиться, чтобы то, что я делал, стало совершенно нормальным явлением в моей стране”, — признается Али. Другая история — рассказ о политической журналистке из Гватемалы, подвергающейся пристальному контролю со стороны военизированных карательных отрядов. Мариэлос — одна из немногих представительниц независимой журналистики в стране, где СМИ замалчивают массовые убийства мирного населения.

Не менее трагична и история сирийского поэта Фараджа, переживающего в далекой Швеции двойную эмиграцию — и физическую, и интеллектуальную. Фарадж лишен возможности писать на родном языке, вести диалог с современниками. Бегство было вынужденным: на десятилетие литератор был заключен в тюрьму и подвергся пыткам за поддержку взглядов коммунистического движения в стране, признавшей их запрещенными.

Фильм подчинен внутренней логике, прислушиваясь к которой можно прийти к пониманию того, что на самом деле является свободным разумом. Постепенно зритель приходит к пониманию, что протест может принимать самые разные формы и вызывать разную реакцию не только у властей, но и общества.

Пример того — биография пионера сексуальной революции в Китае блогершы Му Зимей, повествующей на страницах своего дневника о любовных приключениях в Поднебесной. В список запрещенной в Китае литературы попала ее книга “Пепел любви”, власти пытаются приостановить работу блога, в котором Му рассказывает, о том, что такое быть женщиной в современном Китае, подчиненном маскулинной диктатуре. Табуированные темы есть не только в тоталитарных обществах, но и в современных европейских странах, наложивших запрет на освещение ряда тем, показывает фильм.

В фильм входит новелла об испанской группе, проходящей через трибунал Мадрида. Их подозревают в симпатиях баскским сепаратистам — леворадикальной ЭТА, выступающей за независимость региона на севере Испании. Музыканты спокойно рассказывают о том, что власти могли упрятать группу в тюрьму и запретить концерт. Справедливо ли это, не уподобляется ли современная демократия в этом случае худшим примерам диктатуры? Режиссер не дает ответа на вопрос, его дело лишь заронить в зрителе зерно сомнения в непогрешимости убеждений.

Завершает цикл история о скандально известном английском писателе Дэвид Ирвинге. В своих книгах автор демонстрирует нетрадиционный взгляд на историю Второй мировой войны, в частности отрицает холокост и призывает взглянуть на личность Адольфа Гитлера, используя документальные свидетельства той эпохи. Очевидно, что провокационные высказывания не могли остаться незамеченными европейским сообществом. Ирвингу запрещали въезд в Германию, Австрию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. А в 2006 году австрийский суд приговорил его к трем годам тюремного заключения за отрицание холокоста.

“Если мы говорим о том, что мнения делятся на правильные и неправильные, то общество начинает деградировать”, — заключает знаменитый европейский провокатор Ирвинг. И, если с другими убеждениями писателя можно ожесточенно спорить, защищая свою точку зрения, то с последним нельзя не согласиться. Именно эта фраза стала завершающим аккордом фильма Рекса Блумштейна.

Frontline в России — совместный проект Frontline Club и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России. В 2006 году идея создания Frontline в России возникла во время встречи основателя клуба Хоана Смита, Аннели Шлауг с Олегом Панфиловым. Идея получила развитие при обсуждении с Игорем Яковенко, тогда еще генеральным секретарем Союза журналистов России, и Мананой Асламазян, президентом фонда “Образованные медиа”.

Международный дискуссионный клуб Frontline Club начал свое существование в 2003 году в Лондоне. Его председателем стал тележурналист-фрилансер Воан Смит. Первоначально Frontline Club представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сейчас членами клуба являются более 2 тысяч представителей информационной журналистики. Frontline Club в Лондоне проводит дискуссии о журналистике, организует показы документальных и художественных фильмов, презентации книг и фотовыставки.
Автор: Алиса Кустикова


Метки: ,

Оставить отзыв

Вы должны авторизироваться, чтобы оставлять комментарии.


При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна